MOSHNA.HTML
Диагностическое оборудование. Сурдологам купить аудиометр качественный просто необходимо.

СЕМИМИЛЬНЫЕ ШАГИ К “ЭЛЕКТРОННОМУ КОШЕЛЬКУ” “КАРТОЧКИ РОССИЯНИНА”

На 11 апреля 2000 года в Государственной Думе были назначены слушания по первому из законов, регулирующих готовящееся введение электронных денег на территории России. Сама по себе безналичная торговля вряд ли представляет какую-либо опасность и, вообще говоря, уже давно имеет место не только на “цивилизованном Западе”, но и на наших “диких российских” просторах. С тех пор, как глобализатор Е. Гайдар со товарищи ограбили подавляющее большинство граждан России, средства которых перетекли в карманы весьма ограниченного числа самых “деловых людей”, в повседневность вовсю вошли кредитные карты. И это не потребовало введения специального закона, ибо было вполне обычной банковской операцией. Но глобальное информационное общество и соответствующая ему система тотального контроля присваивают себе посредование всех без исключения деловых операций, как, впрочем, и любых межличностных взаимодействий.

Напомним:

Законопроект “О Государственном регистре населения РФ” предусматривает, каким образом будут присваиваться личные коды.

Законопроект “Об основных документах РФ, удостверяющих личность граждан РФ”, фиксирует необходимость идентифицировать личность по личному коду.

Законопроект “Об информации персонального характера” разрешает собирать информацию о личности, связывать ее с личным идентификационным кодом, а затем хранить и перемещать по всему миру.

Законопроект “Об электронной торговле” устанавливает правила деловой и общественной активности в мире, где все граждане пронумерованы, а их действия опосредованы информационной системой.

Предлагаем вашему вниманию экспертную оценку сути вводимых законов об электронной торговле, опубликованную в “CNews.ru: Аналитика : 01.03.2001


Обзор законопроектов по электронной коммерции

В России создана игрушечная модель электронной коммерции. Это действующая копия большого рынка со всеми присущими ему элементами и технологиями. Однако серьезному увеличению масштаба игры мешает узость клиентской базы и отсутствие законодательства.

Попытки гнать волну на таком мелком рынке вызывают недоумение. Возможно, также странно смотрится со стороны невероятно возросшая за последние полгода активность законодателей. Трехлетние разговоры наконец-таки вылились в вал законопроектов. Кто-то готов обвинить законодателей в погоне за модой, кто-то в дешевом популизме или дорогом лоббизме.

Возможно, доля истины в этом есть. Но, как представляется, множество идей вызвано прежде всего разнообразием предлагаемых направлений регулирования. Первое из них касается Интернета как такового. Воплощением это подхода можно считать идею о принятии закона "О государственной политике в области развития сети Интернет".

Второе направление затрагивает работу средств массовой информации в сети. Ключевой вопрос, который решается здесь: "Является ли Интернет-сайт средством массовой информации или нет?"

Третье направление касается проблем безопасности, защиты информации, криптографии и сертифицирования.

И наконец, самое горячее и утилитарное направление связано с потребностями экономики развитием всех сегментов товарного и финансового рынка. Рынка, который, возможно, в наибольшей степени заинтересован в скорейшем развитии этой области законодательства.

Исторически одними из первых интерес к проблеме регулирования электронного документооборота проявили именно участники финансового рынка - а точнее рынка ценных бумаг. Первые обсуждения концентрировались исключительно вокруг электронного документа: придании ему юридической значимости, особенностях составления и передачи.

Результатом развернувшейся три года назад дискуссии стал вывод о том, что разработать некий универсальный документ, касающийся правового регулирования электронного документооборота, видимо, невозможно. Так как возникающие отношения касаются огромного числа сфер регулирования - от актов записи гражданского состояния до вопросов электронной коммерции.

В итоге, главной задачей авторов большинства свежих законопроектов оказалось разделение предметов регулирования между различными законодательными актами. Причем особенно сложно оказалось это сделать финансовом секторе.

За одним исключением - не вызывает споров предмет и приоритетность закона "Об электронной цифровой подписи" как такового. Его принятие открывает возможность внесения изменений в ряд действующих законов, регулирующих банковскую деятельность, рынок ценных бумаг и страховой рынок.

На практике уже началась сегментация рынка. Прежде всего выделился рынок финансовых услуг, включая такие подразделы как интернет-трейдинг и банкинг. Во многом этому способствовал запуск интернет-брокериджа на ММВБ весной этого года.

Кроме того, одним из первых сложился сетевой рынок информации, здесь работают как предприятия типа "бизнес-клиент", так и предприятия "бизнес-бизнес". Все чаще создаются интегрированные структуры: электронные брокеры с интегрированными информационными системами, к тому же осуществляющие кредитную и иную поддержку клиентов в режиме on-line.

В таких системах в основе лежат не столько отдельные электронные документы (это своего рода шестеренки целостного механизма), а система отношений и совокупность сделок между клиентом и компанией, предлагающей услуги. Как результат, внимание законодателей переместилось с электронного документа к электронным сделкам.

Задачу регулирования сделок, заключенных в электронных системах, может решить рамочный закон "Об электронной торговле". В его сферу должны попасть все отношения, возникающие при совершении сделок с использованием компьютерных информационных систем и других технологических средств.

Такой закон мог бы законодательно закрепить требования к содержанию электронной сделки и - что важно - провести различие между системами открытого и закрытого типов. Закон должен возложить на организатора системы электронной торговли целый ряд обязанностей. Прежде всего - по использованию процедур контроля и проверки, направленных на предотвращение ошибок, недопущение случаев совершения сделок неуполномоченными лицами, контроль за хранением информации, представлению клиентам документов, а также по обеспечению надлежащего уровня безопасности.

Важной частью электронных торговых систем является система обмена электронными документами. По этой причине мы обязаны предусмотреть общие принципы обмена документами по сделкам, устанавливая критерии отправления и получения документов. Дополнительно может быть введено требование подтверждения в получении документов.

Одним из основных положений закона "Об электронной торговле" являются нормы, направленные на придание юридической и доказательственной силы документам по электронным сделкам, а также правила установления их подлинности и обнаружения ошибок при передаче и хранении документов.

Первый вариант этого закона был внесен в Думу группой депутатов в начале октября 2000 года. Не думаю, что он станет окончательным, сегодня уже началась его доработка.

Закон "Об электронной торговле" скорее всего станет рамочным. Он предполагает существование еще целого ряда специальных законов. Проекты некоторых из них - той или иной степени готовности - уже предлагались депутатами. Основным среди них должен стать законопроект, регулирующий перевод денежных средств и функционирование системы денежных расчетов. Он установит порядок осуществления платежей, которые производятся через корреспондентские счета кредитных организаций. Закон мог бы отрегулировать как безналичные расчеты, осуществляемые без использования электронных средств, так и электронные платежные операции.

Для всех очевидно, что расчеты по сделке являются одним из основных ее условий. Поэтому столь важно точно определить момент возникновения прав и обязанностей сторон, участвующих в денежном переводе. Кроме того, необходимо установить правило об окончательном характере платежей, определяющее момент зачисления денег на счет получателя, а также гарантии возврата денежных средств в случае форс-мажора.

В развитие закона о переводе денежных средств уже подготовлен проект закона "О пластиковых картах". Кроме того, более двух лет в Думе обсуждаются поправки к закону "О рынке ценных бумаг". На фондовом рынке разрешения требует целый ряд вопросов, начиная с многократно обсуждавшейся темы депозитарной и регистраторской деятельности и закачивая правовым режимом функционирования интернет-бирж. Пока мы еще не подошли к созданию полностью виртуальных биржевых площадок, но кажется, что это дело не столь далекого будущего.

Что нового для банков и страховщиков? В отличие от ценнобумажного рынка, подходы к совершенствованию банковского и страхового законодательства пока не намечены. По крайней мере, конкретных законопроектов, касающихся интернет-банкинга и особенностей заключения договоров страхования в электронной форме, еще не предложено.

Дискуссионным остается предмет регулирования проекта закона "Об оказании электронных финансовых услуг" и его место в предлагаемой конструкции. При наличии рамочного закона об электронной торговле и целого ряда специальных законов, регулирующих отдельные сегменты финансового рынка, ниши для последнего как будто не остается.

Таким образом начала выкристаллизовываться основа правовой базы новых финансовых технологий. Пока это происходит на уровне законопроектов. Но и это шаг вперед. Анализ этих документов уже позволил четко разграничить отдельные сферы регулирования, хотя конкретные положения каждого из документов еще будут многократно изменяться.

Специально хочу остановиться на вопросе определения целей и средств. Очевидно, что для хорошего программиста при создании электронного магазина целью будет не написание отдельной программы, а запуск всего комплекса. Так и для экономиста. Целью при обсуждении интернет-бизнеса является не создание красивых и удобных сайтов, а итоговый экономический эффект. То есть если говорить о рынке, то результатом должно стать увеличение его эффективности.

Свежий пример касается регулирования инвестиционных фондов. В процессе подготовки соответствующего законопроекта ко второму чтению обсуждались поправки, дающие возможность подачи заявки на покупку пая паевого инвестиционного фонда через интернет. Легализация такого права значительно облегчила бы развитие инвестиционной отрасли и ее продвижение в регионы. Однако непреодолимым препятствием на пути подобных законотворческих новаций оказывается отсутствие самого понятия "интернет" в российском законодательстве. Федеральный закон "О международном информационном обмене", принятый четыре года назад слишком невнятен и содержит лишь неконкретное определение глобальной информационной сети.

Вот и получается, что российский Интернет пока "внезаконное дитя", не говоря уже об интернет-торговле. Обсуждая все эти проекты, подспудно испытываешь тревога за думскую судьбу самого интернета.

Сегодня это понятие отсутствует в российских законах и мной была предпринята попытка подойти к этой проблеме с другого конца. В конце октября 2000 года я внес в Думу проект Федерального Закона, регулирующий использование сети интернет федеральными органами государственной власти.

Закон, во-первых, должен ввести понятие интернет-сайта, а во-вторых, обеспечить широкое использование сети интернет федеральными органами государственной власти. Он опирается на американский и европейский опыт. Информация о деятельности федерального органа государственной власти должна быть размещена на его сайте в сети интернет для открытого доступа. Объем и порядок размещения такой информации в сети Интернет будет определяться Правительством.

По сути закон должен отправить все федеральные министерства и ведомства в интернет. А в первую очередь - Федеральное собрание и исполнительную власть. По моему глубокому убеждению, если интернету суждено прийти в российские законы, то первые обязательства по его использованию должна взять на себя именно власть. В правительстве уже начато обсуждение специальной федеральной программы на ближайшие шесть лет. Речь идет о создании информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти. Эта программа будет осуществляться ФАПСИ и Министерством связи.

Таким образом, задача, стоящая перед законодателями, очень специфична. Пожалуй, главное здесь - не навредить. Но и не позволить образоваться белому пятну. Законодательство должно развиваться ровно настолько, чтобы удовлетворить текущие потребности бизнеса и не стать барьером для его будущего развития. А в области новых технологий (где тенденции меняются очень быстро) этого добиться особенно сложно. Остается рассчитывать на свои силы и мощь интернета.

Тексты законопроектов, намеченных к рассмотрению:

1. “Об электронной цифровой подписи” – внесен депутатами Государственной Думы В.А. Тарачевым, А.Н. Шохиным.

2. “О внесении дополнений в отдельные законодательные акты РФ” – (в кулуарах носит название "Закон об интернете")” – внесен депутатом Государственной Думы В.А. Тарачевым.

3. “Об электронной торговле” – внесен депутатом Государственной Думы В.Я. Комиссаровым.

4. “Об электронной торговле” – внесен депутатами Государственной Думы О.А. Финько, Л.С. Маевским, А.В. Шубиным, В.И. Волковским.

5. “О предоставлении электронных финансовых услуг” – внесен депутатами Государственной Думы П.А. Медведевым, А.Н. Шохиным.

6. “О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках” – внесен депутатом Государственной Думы С.А. Прощиным.

Законопроекты, отправленные на доработку:

7. О предоставлении электронных финансовых услуг” – внесен депутатом Государственной Думы В.Я. Комиссаровым.

8. Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций” – внесен депутатом Государственной Думы В.Я. Комиссаровым.

9. Об электронно-цифровой подписи” – внесен депутатом Государственной Думы В.Я. Комиссаровым.

10. Об электронном документе” – внесен депутатом Государственной Думы В.Я. Комиссаровым.