Федеральным Законом от
Налоговый Кодекс установил новую систему учета налогоплательщиков. Согласно п.
1 ст. 83 Кодекса, “налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах”. Порядок постановки будет зависеть от вида налогоплательщика. Если это организация или индивидуальный предприниматель, они обязаны в 10-ти дневный срок подать в налоговый орган заявление о постановке на учет (пп. 3,6 ст. 83 Кодекса). Налоговый орган обязан его осуществить и выдать соответствующее свидетельство (п. 2 ст. 84 Кодекса).Иной порядок предусмотрен для граждан, не относящихся к индивидуальным предпринимателям. Они не обязываются законодателем к выполнению каких-либо действий (подаче заявлений, заполнению анкет и т.д.), так как обязанность по сбору необходимой информации о гражданах возложена на налоговые и другие государственные органы. Это положение закреплено в п.
7 ст. 83 Кодекса: “Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса”. Ими, в частности, являются органы, осуществляющие регистрацию граждан по месту жительства и органы ЗАГСа (п. 3 ст. 85). О факте постановки на учет налоговая инспекция обязана незамедлительно уведомить гражданина (п. 8 ст. 83 Кодекса).Одним из главных моментов постановки на учет является то, что “каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов... и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика”
- ИНН (п.7 ст. 84 Кодекса). Закон установил, что порядок и условия присвоения ИНН определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Во исполнение этого, был принят Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 27.11.1998 года № ГБ-3-12/309, утвердивший “Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика” (далее - “Порядок №1”). Этот документ повторяет положение Кодекса: “Постановка на учет в налоговом органе налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется на основе документированной информации, предоставляемой органами”, указанными в Кодексе (п. 3.5 Порядка №1). Однако Порядок №1 расширяет, фактически до всеобщности, круг лиц, которым присваивается ИНН. Теперь ИНН должен быть присвоен не только “каждому налогоплательщику”, согласно Кодекса, но и “физическому лицу, не являющемуся налогоплательщиком... - при учете сведений о нем” из государственных органов (п. 3.1 Порядка №1). Вероятно, уже факт рождения будет основанием для присвоения ИНН. Идентификационный номер для граждан является пожизненным, так как не подлежит изменению или присвоению другому лицу (раздел 5 Порядка № 1).Раздел
2 Порядка №1 описывает структуру ИНН. Для граждан это будет 12-ти значный цифровой код, состоящий из кода налогового органа (первые четыре знака), собственно порядкового номера гражданина (шесть знаков) и контрольного числа (последние два знака), определяемого по специальному алгоритму, установленному Министерством по налогам и сборам.Из приведенных правовых норм следуют выводы:
- постановка гражданина (не предпринимателя) на налоговый учет и присвоение ему ИНН происходят без его воли и ведома, являются обязанностью соответствующих государственных органов и не требуют никаких обязательных действии от самого гражданина;
- заполнение и подача заявления о постановке на налоговый учет (или о выдаче свидетельства) являются правом гражданина, а не обязанностью: “Физическое лицо в случае возникновения необходимости указания идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в документах, подаваемых в налоговые или иные органы... а также получивший уведомление о постановке на учет в налоговом органе вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства с Заявлением... для получения свидетельства о постановке на учет в налоговом органе” (п.3.10 Порядка №1);
- гражданин имеет право знать, что он поставлен на налоговый учет через Уведомление налогового органа. В Уведомлении указывается и значение присвоенного гражданину ИНН.
Таковы некоторые особенности установленной федеральным законодательством процедуры постановки на налоговый учет и присвоения ИНН.
В Москве пошли дальше.
Управление Министерства РФ по налогам и сборам но городу Москве издало Приказ от
12.! 1.1999 года № 68 “Об организации работы по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам — получателям доходов”, которым создало собственную процедуру постановки граждан на налоговый учет. Приказом был утвержден “Порядок присвоения идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам — получателям доходов в г. Москве” (далее - “Порядок №2”). Пункт 1 Порядка № 2 устанавливает: “Присвоение идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам — получателям доходов осуществляется налоговыми органами г. Москвы на основании информации, содержащейся в заявлении физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства”. Бланки заявления выдаются налоговыми инспекциями предприятиям, стоящим в этих инспекциях на учете. Далее: “Бланки Заявлений заполняются всеми работниками предприятий” и “возвращаются предприятиями в инспекцию”. Уведомление о постановке на учет и присвоении ИНН возвращается также через предприятие, оказывающееся передаточным звеном между гражданином и налоговым органом. Свидетельство гражданин может получить при личном обращении в налоговый орган.Интересен характер отношений между налоговым органом и администрацией предприятия по Порядку №2:
“Инспекции МНС России г. Москвы в процессе присвоения ИНН физическим лицам...- договариваются с администрацией предприятий, стоящих у них на учете, о сотрудничестве и сроках проведения работы по заполнению Заявлений работниками предприятий”
(п.3 Порядка №2). Хотя инспекция и администрация должны “договориться”, отказа от “сотрудничества” со стороны администрации предприятия, равно как и отказа самого работника от заполнения Заявления, на этих “переговорах” совсем не предусматривается. Право гражданина на подачу Заявления по федеральному законодательству становится в московском законодательстве его обязанностью.Таким образом. Управление МНС по г. Москве создало не предусмотренный действующим законодательством механизм сбора информации о гражданах
- налогоплательщиках. Указанные нормы п. 1 Порядка № 2 прямо противоречат нормам Налогового Кодекса (пп. 5, 7 ст. 83). И на основании п.п. 7 п. 1 ст. 6 Кодекса данный нормативный правовой акт должен быть признан не соответствующим Налоговому Кодексу РФ.Согласно п.
1 ст. 21 Кодекса, “налогоплательщики имеют право” “не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу”. Конечно же, отказ гражданина от заполнения на предприятии Заявления о выдаче свидетельства о постановке на учет в налоговом органе не будет являться основанием для законного увольнения работника. Исчерпывающий перечень оснований установлен ст. 33 Кодекса законов о труде РФ. В случае незаконного увольнения, работник вправе подать в суд по месту нахождения предприятия заявление о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.Наконец, неполучение работником ИНН не может служить препятствием к сдаче предприятием налоговой отчетности. Согласно п.
4 Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 19.07.1999 года № АП-3-12/224 “О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц в налоговой отчетности”, с 1 января 2000 года налоговая отчетность “должна предоставляться с указанием соответствующего ИНН физического лица, если он получен налогоплательщиком”. Очевидно, что при отсутствии у гражданина ИНН, налоговая отчетность должна заполняться без его указания.
Требуйте исполнения закона, как потребовал Санкт-Петербуржский предприниматель, добившийся у налоговиков честного ответа
Уважаемый В.Д.Балашов!
Инспекция МНС России по Центральному району С-Петербурга участок №2 в связи с Вашим запросом сообщает, что проводимая налоговыми органами работа осуществляется в рамках Конституции Российской Федерации и в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах. Согласно Налоговому Кодексу (НК) РФ, налоговые органы обеспечивают права налогоплательщиков (ст
. 21,22 НК РФ), а также конфиденциальность поступающей информации (ст. 102 НК РФ).Налоговая инспекция разъясняет.
Если физическое лицо не является частным предпринимателем, то ни работодатель, ни налоговый орган не вправе требовать от него подачи заявления для постановки на налоговый учет и присвоения ИНН.
Одновременно обращаем внимание на то, что если физическое лицо приобрело недвижимое имущество или транспортное средство, являющиеся объектом налогооблажения, т.е. совершило действия, повлекшие за собой возникновение соответствующих обязанностей по уплате законно установленних налогов и сборов, то налоговая инспекция в отношении данного физического лица обязана действовать согласно ст. 83 Налогового Кодекса РФ.
Уважая права верующих жить в соответствии со своими убеждениями, органы власти России призывают хранить христианское трезвомыслие и уверяют, что действия государства в рамках налоговых правонарушений не могут рассматриваться как вторжение в личную жизнь.
В отношении сдачи сведений о доходах работающих и отчетных документов, то налоговая инспекция поясняет, что и после 01.01.2001г. ГНИ будет принимать отчетные материалы без ИНН, но с обязательным указанием, там, где это необходимо в документе, всех паспортных данных конкретного физического лица.
Зам. руководителя Инспекции МНС
России по Центральному району
Санкт-Петербурга
Г.Ф.Никулина