МНЕИЕ ЭКСПЕРТА: КАК РОССИЮ "ПОДВЯЗЫВАЮТ" К ГЛОБАЛИЗАЦИИ?

http://www.telecom.tomsk.su/history/Press/98/06/n0603p.htm
газета "Алло"

Профессор Л.Е. Варакин:

"Глобализация неизбежна..."

 

На современном международном рынке своевременная оперативная информация играет первостепенное значение в достижении успеха. И вряд ли кто будет спорить, что для наиболее эффективного получения такой информации необходимо существование и развитие глобальной информационной инфраструктуры, охватывающей все мировое сообщество, в том числе и Россию. Поэтому неудивительно, что на состоявшемся 14-16 апреля очередном Форуме Международной академии связи вопрос интеграции телекоммуникационно-информационной инфраструктуры федеральной связи России в глобальную информационную инфраструктуру рассматривался как важнейший.

Были определены и основные задачи перестройки инфраструктуры связи, которые необходимо решить России на пути к глобальному информационному сообществу. Во-первых, тенденция слияния информационных и телекоммуникационных структур диктует необходимость предоставления всей информации в унифицированной цифровой форме, а следовательно, уже на ближайшем этапе необходимо строительство цифровых сетей на основе волоконно-оптических, радиорелейных и спутниковых линий связи. Столь же необходим переход операторов к структуре сети интегрального обслуживания (ISDN), расширение услуг связи и, в дальнейшем, внедрение широкополосной сети интегрального обслуживания (B-ISDN) с привлечением услуг мультимедиа. Формирование интеллектуальных сетей массового обслуживания. Развитие сетей подвижной радиосвязи на основе сотовых структур и спутниковых систем. Создание комплексных массовых интерактивных систем для передачи информации от потребителя и для использования в телевидении и радиовещании. Наконец, существование единого глобального сообщества просто невозможно без согласования инфрастуктуры на базе международных стандартов сетей обработки информации. Все эти задачи, изложенные на открытии Форума в докладе председателя ГК РФ по связи и информатизации, академика МАС А.Е. Крупнова, предстоит решить России на пути глобализации инфраструктуры связи. В то же время доклад президента МАС, генерального директора ЦНИИС, профессора Л.Е. Варакина затрагивал, наряду с глобализацией, еще одно магистральное направление развития телекоммуникаций, актуальное на пороге XXI века, - персонализацию связи.

За разъяснением, чем грозят эти оба направления рядовому потребителю уже в ближайшее время, и насколько осуществима на данный момент в нашем государстве кардинальная перестройка инфракструктуры связи, мы обратились к Леониду Евгеньевичу Варакину.

Леонид Евгеньевич, что, говоря простым разговорным языком, принесет нашему потребителю вхождение России в глобальную информационную структуру и так ли это необходимо?

- Это не то что необходимо, а неизбежно. Процесс глобализации уже идет повсюду, и это касается не только инфраструктуры связи. Любой человек, выйдя на улицу, может приобрести товары, хотя бы себе на завтрак, из Голландии, Германии, Франции, США - со всего мира. Так и с информацией опять же о тех же товарах или мировых событиях. Так что процесс глобализации - это та реальность, в которой мы с вами уже существуем, другое дело, что наблюдается тенденция к его развитию. Такую тенденцию следует поддерживать, а из этого и вытекает необходимость решения всех тех задач, о которых говорилось на Форуме.

А что означает для потребителя процесс персонализации?

- Это тоже очень просто. Вот у вас, скажем, есть чип, ваш код, ваш номер, вы приезжаете в гостиницу, вставляете его в телефонный аппарат, и ваша станция, с которой вы работаете, сразу ставит вас на учет. И теперь любой адресованный вам звонок из любой части света мгновенно найдет вас в вашем номере. А код может быть закреплен за вами с рождения.

Какую роль играет именно Россия в формировании Глобальной информационной инфраструктуры?

- Есть такая организация - Международный Союз Электросвязи, членами которой являются администрации связи всех стран (практически всех), плюс крупные компании, плюс, в связи с расширением общества, все, кто еще пожелает участвовать. Россия является равноправным участником этого органа. Но надо признать, что тон задают, конечно, в первую очередь те, кто разрабатывает технологии. Здесь мы значительно отстаем на данный момент. Ни для кого не секрет, почему так сложилось. Лидерство же в разработке передовых технологий принадлежит сейчас США, Западной Европе и Японии.

Как скоро может произойти включение России в такую Глобальную информационную инфраструктуру?

- Это зависит от ряда факторов. Вы видите (Леонид Евгеньевич оборачивается к схеме, размещенной на стене у него за спиной) по телефонной и компьютерной плотности мы находимся на уровне крупных развивающихся стран. Вот пока не накопим столько же денег на душу населения, как развитые государства, так и будем развиваться эволюционно, и телекоммуникации соответственно тоже, потому что деньги эволюционно не растут. Хотя рост телекоммуникаций, конечно, несколько опережает рост иных сфер экономики, но так и должно быть - это закон. А перед нами стоит сейчас задача удержать этот опережающий рост, что непросто. Проблемы страны дают себя знать. Неплатежи, они и есть неплатежи. А многие операторы сейчас взяли в кредит дорогое оборудование, которое во многом и способствует развитию нашей инфраструктуры. Но ведь кредиты надо отдавать... Вот именно поэтому такие компании, как "Комстар", "Комбэлга", "Глобал-1" предложили целый пакет услуг на мировом уровне. И не только эти компании, ОАО "Электросвязь" тоже. И не только в Москве, где телекоммуникационные услуги в сложившейся ситуации находятся на уровне развитых стран, но и в других регионах, например, услуги сотовой связи в Челябинске, интеллектуальная сеть в Перми и другие. Но, к сожалению, эти услуги мирового уровня предназначены на данный момент не для рядового потребителя. У рядового потребителя просто нет денег, он недостаточно обеспечен. Такие дорогие услуги нужно предлагать, но - состоятельному потребителю, иначе вся телефонная сеть для остальных абонентов просто отомрет, ее некому будет обслуживать. Неоткуда будет взять средства не только на переустройство, но и на поддержание телефонной сети, особенно ее абонентского звена, которое является самым дорогостоящим. 90% затрат приходится на поддержание именно абонентской сети.

Леонид Евгеньевич, вы так подробно ответили на предыдущий вопрос, что нам остается задать только один заключительный. Как вы считаете, не могло бы помочь поддержанию и модернизации как раз этого тяжелого абонентского звена введение такой меры, как повременная оплата телефонных переговоров?

- Это очень сложный вопрос. И отношусь я к нему непросто. В нашем государстве сложилось так, что телекоммуникации принадлежат всем, так же как и дороги - дороги у нас тоже не платные. Но если мы и дальше, уже в новой экономической ситуации, не будем вводить повременной оплаты, то опять получим что-то вроде "собеса". Всем все поровну. Это уже мы прошли. Повременную оплату вводить нужно. В ее экономические законы, действующие в других странах, будут действовать и у нас. Это неизбежно. Другое дело, что существуют категории граждан, которым и обычную абонентную плату уже сейчас платить трудно. Это пенсионеры, инвалиды и ряд других категорий населения. Им должно оказывать помощь государство, выплачивать за бесплатные переговоры таких людей какую-то сумму операторам. Государство вообще должно помогать старикам и больным, мы же налоги платим. Но пока наше государство с этой своей задачей не справляется.