Два ДРУГИХ письма

клириков Чукотско-Анадырской епархии РПЦ МП
архиерейскому съезду РПЦ МП июня 2008 г. и патриарху Алексию II

Оригиналы присланных писем


Его Святейшеству,

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

Алексию II

Участникам Архиерейского Собора РПЦ МП

По голосу своей христианской и пастырской совести, мы обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, и к уважаемым участникам Архиерейского Собора, со словами скорби и смущения. Настоящее письмо появилось как следствие глубоких переживаний наших душ по поводу крайне негативных событий современной церковной жизни, которые произошли за последнее время.

Большое смущение у многих православных христиан, в том числе и у нас, нижеподписавшихся, вызвал прошедший в Москве летом 2006 года Всемирный саммит религиозных лидеров. Подобное политико-экуменическое мероприятие, не имеющее прецедентов в мировой истории, закончилось выработкой и подписанием итогового документа - «Послание Всемирного саммита религиозных лидеров». В этом документе, подписанном Вами, Ваше Святейшество, и другими «религиозными лидерами» провозглашен экуменический и вероучительный принцип о едином для всех религий «Всевышнем». «Будем хранить мир, заповеданный Всевышним!» - сказано в данном документе. Утверждение об «одном Боге» у христиан с представителями других религий является еретическим, и ранее было соборно осуждено, например, по отношению к мусульманам на Константинопольском соборе 1180 года. Да и как можно говорить, что у православных и язычников, подписавших итоговый документ саммита один «Всевышний», когда Апостол Павел ясно писал Коринфянам: «…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами». (1Кор.10:20)

К сожалению, Вы и прежде публично делали подобные заявления провозглашающие «одного Бога» у православных христиан и иудеев. В своей речи перед Нью-йоркскими раввинами Вы говорили: «Дорогие братья, шолом вам во имя Бога любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему Моисею в Купине неопалимой… Он Сущий - Бог и Отец всех, а мы все братья… Совместными усилиями мы построим новое общество, - демократическое, свободное, открытое, справедливое, такое общество, из которого никто не желал бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства детей единого Бога – Отца всех. Бога отцов ваших и наших… Это сейчас то, что нам всем нужно - и вашему, и нашему народу, всем другим народам, ибо как Бог наш един Отец, един и неделим для всех чад Его».

Бог христиан и «бог» талмудических иудеев не тождественны, и, более того – противоположны. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Конечно (иудеи) скажут, что и они поклоняются Богу. Но это неправда: никто из иудеев не поклоняется Богу. Кто говорит это? Сын Божий: «вы не знаете ни Меня, ни отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Какое еще можно привести свидетельство достовернее этого?» Кроме того, Господь Иисус Христос сказал иудеям: «Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего». (Иоан.8:41-44). Ваше Святейшество, не страшно ли Вам исповедовать совместно с равнинами «единого Бога – Отца всех. Бога отцов ваших и наших», если наш Спаситель сказал иудеям – «ваш отец диавол»?

Следующее положение из Послания Всемирного саммита религиозных лидеров так же является по существу еретическим: «Через образование и социальное действие мы должны вновь утверждать устойчивые нравственные ценности в сознании людей. Мы считаем эти ценности данными Всевышним и глубоко коренящимися в жизни человека. Практически они во многом едины для наших религий».

Нравственные ценности, особенно в понимании их как «данных Всевышним», как результат некоего духовного воздействия «Всевышнего», являются производными от веры, а, следовательно, должны иметь коренные отличия, по причине отличия одной веры от другой. Признание «во многом единых» нравственных ценностей в различных религиях последовательно приводит к новому еретическому учению о том, что разные религии, «во многом единые», имеют, якобы, один источник своего происхождения - «единого Всевышнего». Подобное экуменическо-еретическое утверждение полностью противоречит святоотеческому учению Православной Церкви.

Как это ни печально, но и в Вашем Рождественском послании за 2007 год содержится, Ваше Святейшество, положительная оценка прошедшего «Всемирного саммита религиозных лидеров». Более того, позитивная оценка прошедшего «саммита», а, следовательно, и одобрение (в т. ч. и Св. Синодом) его итогового документа было всенародно проповедано от Вашего лица при чтении Вашего Рождественского послания, со всех церковных амвонов Русской Православной Церкви. Если это не слияние религий на основе упразднения вероучительных границ, то самое подходящее место исповедовать миру православие. Но, как это ни прискорбно, его представители исповедали единодушно с еретиками некоего «Всевышнего». Св. Апостол Иоанн Богослов по этому поводу ясно предупредил: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста». (1Иоан.4:3) Под воздействием какого духа прошло данное мероприятие, кому оно служило?

Преосвященнейший епископ Диомид, клирики и монашествующие Анадырской и Чукотской епархии дважды в течение 2007 года официально обращались к Вам, Ваше Святейшество, с болью и великой скорбью обличая негативные факты церковной жизни, как это заповедано апостолом. Эти обращения содержали также смиренную просьбу исправить имеющиеся отклонения от чистоты Православной Веры. Ответом на эти мольбы об исправлении и о покаянии в данных отклонениях явилось еще более страшное отпадение от Православных догматов и канонов, которые были утверждены Вселенскими соборами и запечатлены кровью сонма святых отцов. Вместо долгожданного для большинства православных христиан изменения курса церковной политики в сторону отказа от экуменической деятельности, мы наблюдаем прямо противоположное: сугубое развитие экуменических контактов.

Ваш визит во Францию, Ваше Святейшество, и совершение совместной молитвы с католиками в соборе в Нотр Дам де Пари, поверг множество православных христиан, и нас в том числе, в еще большое смущение, если не сказать - в возмущение и скорбь. Подобное публичное попрание канонического наследия и святоотеческого предания Православной Церкви не может не вызвать великого соблазна и горькой печали у всех искренно стремящихся к спасению православных христиан. Ответом на Ваши, Ваше Святейшество, антиканонические действия, идущие в разрез со Священным Преданием Православной Церкви, стали письма протеста. К великому сожалению, ответом на эти послания стала попытка ложного «богословского» оправдания, которое было обнародовано митрополитом Кириллом (Гундяевым), выступившим на круглом столе «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии» в рамках V Международной богословской конференции РПЦ. С Вашей же стороны, Ваше Святейшество, мы не услышали никакого объяснения происшедшим в Париже событиям. Так же не удостоились мы получить ответ ни на одно из прежде посланных к Вам официальных писем и обращений.

Для нас становится все более очевидным, что выбранный Вами, Ваше Святейшество, курс церковной политики, приводящий к попранию канонического и святоотеческого предания Православной Церкви, является для Вас более значимым и важным, чем стояние в Истине, к чему Вы призывались при посвящении в епископский сан. Вероятно, поэтому Вам безразличны скорбь и смущение Ваших пасомых, причиной которых являются Ваши антиканонические деяния. К великому прискорбию мы видим, что выбранный Вами курс церковной политики, является нераскаянным продолжением церковно-политического курса митрополита, а затем и патриарха Сергия Страгородского. Логическим завершением этого церковно-политического направления должно стать реальное исполнение воистину пророческих слов иеромонаха Серафима Роуза – «все церковные организации, в конце концов, поклонятся антихристу». Наглядным примером этого поклонения служит активное участие РПЦ МП в экуменической деятельности и фактическое одобрение руководством МП глобалистических проектов государства. Мы не желаем участвовать в этом поклонении.

И, тем не менее, Ваше Святейшество, мы вновь делаем попытку напомнить Вам и без того хорошо известные Вам слова Господа нашего Иисуса Христа - «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф.18:7), и слова Апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14:21). Ваше Святейшество, Ваша паства соблазняется и изнемогает от Ваших неканонических поступков и открытого попрания святоотеческого предания! Умоляем, исправьте положение пока не поздно!

Согласно словам Священного Писания и Священного Предания при согрешениях одного из членов христианского общества, которые приводят к соблазну верных, становится необходимым применять определенные канонические действия, направленные на защиту всей Церкви.

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». (Матф.18:15-17)

«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». (2Фесс.3:6)»

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден». (Тит.3:10,11)

15-е Правило Константинопольского Двукратного Собора: «Что определено о пресвитерах и епископах, и Митрополитах, то самое, и тем более, приличествует Патриархам. Посему, если какой-нибудь пресвитер или епископ, или Митрополит дерзнет отступить от общения со своим Патриархом, и не будет возносить имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но, прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол, - таковому святой Собор определил быть совершенно чуждым всякого священства, если только обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений».

Толкование Зонара: «… Но если, например, патриарх, или митрополит или епископ будет еретик, и такой, который всенародно проповедует ересь, открыто учит еретическим догматам: то отделяющиеся от него, кто бы они ни были, не только не будут достойны наказания за то, но и должны быть удостоены чести, как православные, удаляющиеся общения с еретиками; ибо таков смысл выражения «если и оградят себя», таковые отделились не от епископа, но от лжеепископа и лжеучителя, и не раскол произвели в церкви, а скорее освободили церковь от раскола, насколько это от них зависело».

Толкование Аристина: «… А если некоторые отступят от кого-нибудь не под предлогом преступления, но по причине ереси, осужденной собором или св. отцами, то достойны чести и принятия, как православные».

Толкование Вальсамона: «… Ибо если кто отделится от своего епископа, или митрополита, или патриарха, не по обвинительному делу, а по причине ереси, как бесстыдно учащего в церкви каким-нибудь догматам, чуждым православия, таковой и прежде совершенного расследования, если «оградит себя», то есть отделится от общения с своим предстоятелем, не только не подвергнется наказанию, но и будет почтен, как православный; ибо отделился не от епископа, а от лжеепископа и лжеучителя, - и таковое деяние достойно похвалы, так как оно не разсекает церкви, а скорее сдерживает ее и предохраняет от разделения… Хорошо сказало правило, что заслуживают похвалы те, которые и прежде осуждения отделяются от учащих еретическим догматам и явно еретичествующих. Ибо если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он еще колеблется, то никто не должен отделятся от него до осуждения; ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси. Заметь это, как могущее пригодится против тех, которые говорят, что мы неправильно отделились от престола древнего Рима, прежде чем принадлежавшие к нему были осуждены, как зломысленные. Итак, настоящее правило не наказывает отделяющихся по догматической вине; а 31-е апостольское правило оставляет без наказания и тех, которые обличают своих епископов за явную неправду и отделяются от них».

31-е Апостольское правило: «Если какой-нибудь пресвитер, презрев собственного епископа, будет творить отдельные собрания и водрузит иной алтарь, не обличив судом своего епископа ни в чем противном благочестию и правде, то да будет извержен, как любоначальный, ибо он стал похитителем власти. Так же да будут извержены и прочие из клира, к нему присоединившиеся. Миряне же да будут отлучены от церковного общения. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа».

Толкование Вальсамона: «В каждом городе клирики и миряне должны подчиняться местному епископу, с ним собираться и участвовать в церковных молитвах, если не обличат его судом как нечестивого, или несправедливого. Ибо тогда, если и отделятся от него, не будут осуждены… Заметь, что настоящее апостольское правило определяет, что клирики без опасности могут отделяться от своих епископов, если обличат их судом как нечестивых, или несправедливых».

3-е правило Третьего Вселенского Собора: «Если же некоторым из принадлежащих к клиру в каждом городе или селе за их православный образ мышления Несторием и его сообщниками возбранено священство: таковым мы дали право восстановить свою степень. Вообще повелеваем, чтобы члены клира единомыслящие с православным и вселенским Собором, отнюдь никаким образом не были подчинены епископам, отступившим или отступающим от Православия».

Текст анафематствования ереси экуменизма, принятый Архиерейским Собором РПЦЗ в 1983 г.: «Тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мнящею братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема!»

Свт. Иоанн Златоуст: «Но если учителя наши не хороши, что нам делать? В каком смысле? Если в вопросах веры, бегите от него и отстранитесь от него не только если это человек, но даже ангел, явившийся с неба».

Свт. Афанасий Великий: «Поскольку много таких, кто вслед за Арием идет по монастырям, якобы желая вас посетить, а на самом деле, отвратившись от нас, православных, намереваясь обмануть чистых сердцем, а много и таких, которые, хотя и не согласны с Арием, снисходят до него и до общения с его последователями, я вынужден по просьбе братий весьма искренних сразу написать вам: как вы верно и без притворства храните веру, которая дана по Божественной благодати, хочу предупредить – не становитесь соблазном для других. Ибо если кто увидит вас, верных чад Христовых, общающихся с такими людьми или даже служащими вместе с ними, конечно же, станут считать их ересь чем-то не очень важным и сами увязнут в этой трясине. Итак, возлюбленные мои, чтобы такое не совершилось, избегайте тех, кто, делая вид, будто не согласен с Арием, на самом деле служит вместе с его последователями.

Очень важно избегать общества тех людей, чьи позиции мерзки. Но ежели кто придет к вам и, как говорит блаженный Иоанн Богослов, принесет с собой исправное верование, приветствуйте его и принимайте, как брата. Если же кто-то притворяется, будто исповедует нашу веру, а на самом деле сам общается с теми, кто пребывает в зловерии, удалитесь от общения с ним. Если пообещает он прекратить это, почитайте его братом своим. А если противится исправлению – бегайте его…

Живя так, вы сохраните веру чистой и искренней, а те люди, которые увидят, что вы не участвуете в молитве с неверными, получат от этого пользу, боясь впасть в грех и стремясь поступать так же, как и те, на кого они смотрят».

Св. Василий Великий: «Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями».

Преп. Феодор Студит: «Но ныне иная еретическая брань разлита по всей вселенной. И если хотите, поднимите очи ума вашего и увидите всю поднебесную, наполненную ранеными на сей брани. Ибо не только неверных еретиков, не только блудников и прелюбодеев и других, творящих подобные непотребства, забирает под власть свою змий; но и тех, кои безразлично относятся ко всем таким и вступают в общение с ними: так как верно слово, что касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет (Сир.13:1).

По сей причине, хотя меня укоряют за то, я запретил православному поминать на священных поминаниях, и на Божественной Литургии некоего, притворявшегося православным и не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством. Ибо если б он, хотя в час смерти исповедал грех свой и приобщился Святых Таин; то православному можно бы делать за него приношение. Но как он отошел в общении с ересью, то как можно вчинять такого в православное общение? - Св. Апостол говорит: чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? Яко един хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся (1Кор.10:16.17). Судя по сему, приобщение еретического хлеба и чаши делает приобщающего принадлежащим противной православным части, и из всех таких причастников составляет одно тело, чуждое Христа. - Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету ко тме? Или кая часть верну с неверными? Или кое сложение Церкви Божией со идолы (2Кор.6:14-16), как в другом месте взывает тот же Апостол. - Но о таковых плакать подобает; о тех из них, кои остались еще в живых, молиться, да дано им будет исторгнуться из сетей диавола; о себе же благодарить, яко избрал есть нас Бог во спасение во святыни Духа, и веры истины (2Сол.2:13), чтоб поработать Ему в православной вере до настоящего исповедничества, за которое, если совершим его непорочно и безукоризненно, да сподобит Он нас небесного царствия Своего».

Духовник Царской семьи святитель Феофан Полтавский писал: «Падение епископов религиозно-нравственное является, таким образом, одним из самых характерных признаков последних времен. Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят превратить благовествование Христово (Гал.1:7). Таковым повелевает Апостол изречь «анафему». «Кто вам благовестить паче еже приясте, – говорит он, – анафема да будет» (Гал. 1:9). И медлить здесь не нужно, продолжает он: «Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, согрешает, и есть самоосужден» (Тит. 3:10-11). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Апок. 3,16)».

Ваше Святейшество, на основании всего вышеизложенного, мы, нижеподписавшиеся согласно Евангельскому, каноническому и святоотеческому учению Святой Православной Церкви прекращаем поминовение Вашего имени на Божественной Литургии, как лица открыто и всенародно проповедавшего еретическое учение, и не внимающего многочисленным призывам к исправлению. Мы искренно желаем Вам, Ваше Святейшество, спасения души, зная какое тяжелое и ответственное послушание Вы несете.

Предполагая возможное обвинение нас в нарушении Церковного мира, мы хотим возразить словами святителя Григория Богослова: «Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разделение, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом... Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукавой закваски и прилагаться к зараженным. Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины».

Предполагая так же возможное обвинение нас в расколе, который, по словам святителя Иоанна Златоуста «не смывается даже мученической кровию». Мы хотим отметить, что согласно апостольскому и святоотеческому пониманию раскольниками надо скорее считать тех, кто своими действиями откалывается от Священного Предания Церкви, нежели тех, кто ради сохранения чистоты православной веры от таковых отошел. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». (Гал.1:8,9) Святитель Иоанн Златоуст: «Если начальствующий лукав по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба».

Известно, что ересь экуменизма предана анафеме Собором РПЦЗ в 1983 году. Таким образом после объединения Московского Патриархата и РПЦЗ эта соборная анафема становится действенной на всех представителей РПЦ, соучаствующих в этой ереси.

Боясь раскола с Богом и не желая подпасть под анафему на ересь экуменизма, мы прерываем молитвенно-литургическое общения с Вами, Ваше Святейшество, и со всеми теми, кто находится в литургическом общении с Вами, так как все другие меры исправить ситуацию не приносят желаемых результатов. Поступая подобным образом, мы не отделяемся от Русской Православной Церкви. Именно от той Церкви, к которой принадлежали и которую заповедовали хранить в чистоте Православной веры святые отцы – преп. Феодосий Киевопечерский, преп. Иосиф Волоцкий, преп. Серафим Саровский, Святые Новомученики и Исповедники Российские и многие другие. Святые Отцы их учение и пример, это – стержень Церкви, за который должны крепко держаться чада ее, если хотят сохранить верность Телу Истины и не выпасть из спасительного русла единой, святой, соборной и апостольской Церкви.

Нам страшно через молитвенно-евхаристическое общение быть в духовном единстве с той раскольническо-еретической «церковью лукавнующих», к которой в свое время принадлежали бывшие первоиерархи Русской Православной Церкви – католик и униат митр. Исидор, жидовствующий еретик митр. Зосима, бывший обновленцем митр. Сергий. Вступить в общение с ересью и войти в духовное единство с этой лжецерковью возможно через молитвенно-литургическое поминовение современных последователей окатоличевания и обновления Русской Православной Церкви.

Поступить подобным образом нас понуждает святоотеческий пример преподобного Максима Исповедника говорившего: «Христос Господь назвал кафолическою Церковью ту, которая содержит истинное и спасительное исповедание веры. За это исповедание он и Петра назвал блаженным и на нем обещал основать вселенскую церковь (Мф. 16, 17–18)… Эти нововведения были сделаны первыми представителями Византийской церкви – Сергием, Пирром и Павлом, – и известны всем церквам. Вот причина, по которой я, раб ваш, не вступаю в общение с Константинопольскою церковью. Пусть будут уничтожены в Церкви эти соблазны, введенные упомянутыми выше мужами, – пусть будут устранены введшие их, и – очистится путь спасения от преград, и вы пойдете тогда гладким путем Евангелия, очищенным от всякой ереси!

Когда же я увижу Константинопольскую Церковь такою, какою она была прежде, тогда и я обращусь к ней, как был и раньше ее сыном, и вступлю в общение с нею без всякого увещания человеческого. Пока же в ней будут еретические соблазны и еретики архиереи, никакое слово или дело не убедит меня, чтобы я когда-либо вступил в общение с ними… Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний святого апостола Павла, что Дух Святый предает анафеме даже Ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что-либо новое (Гал. 1,8)… Нет ничего тягостнее и печальнее того состояния, когда совесть в чем-либо обличает нас, и нет ничего дороже спокойствия и одобрения совести».

Мы вполне отчетливо представляем возможные для нас последствия данного действия, и не кого не призываем последовать нашему примеру, это дело совести каждого. Само 15-е правило Двукратного собора написано в разрешительно-поощрительном, а не в указательном тоне: «если и оградят себя от общения». В отношении еретиков осужденных на церковном соборе канонические правила дают весьма категоричные указания. Но тот, кто понимает существующие сложности в проведении объективного Поместного или Архиерейского собора с отменой неправославного решения Собора РПЦ о вступлении во Всемирный совет церквей в 1961 г. и осуждением ереси экуменизма и лиц, причастных к этой ереси, тот должен смотреть и на то, что Слово Божие и канонические правила похваляют ревность о чистоте веры. «Итак будь ревностен». (Откр.3:19); «о, если бы ты был холоден, или горяч!» (Откр.3:15); «но и достойны чести, подобающей православным» (15-е правило).

По нашему мнению, несмотря на то, что тело церковное в лице некоторых его представителей, заражено и больно ересью экуменизма, мы отнюдь не считаем безблагодатной РПЦ МП, так как Бог по Своему долготерпению, ради простых верующих отвергающих эту ересь, пока подает Свою Благодать. Если оставить эту болезнь без внимания, не вылечить или не удалить зараженные ересью члены, то заражение всего церковного тела, и как следствие этого его духовная смерть через отход благодати произойдет обязательно. Подобный пример можно увидеть в истории католической церкви.

Приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев) говорил: «Сохранение полноты и целостности апостольского святоотеческого Православия - первейший долг Церкви, первейшая обязанность любого верующего человека. Покуда цело Божественное учение, сильна и необорима Церковь Русская. Поколеблемся в вере, смалодушничаем, поддадимся соблазнам - утеряем церковную благодать, лишимся спасения, погубим себя и Россию!» Своим молчанием или бездействием мы опасаемся стать причастными к грехам ереси и вероотступничества, зная на примере истории Ветхого Завета, какими карами наказывал Господь отступавший от чистоты истинного Богопочитания еврейский народ.

Возможно, с последней надеждой, на канонически законное исправление сложившейся ситуации в РПЦ МП, обращаемся к участникам Архиерейского Собора, который согласно действующего, но не утвержденного устава, является «высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви». Уважаемые архипастыри, смиренно просим Вас, не замалчивать поднятых в данном письме проблем, так как дальнейшее отсутствие разрешения назревших противоречий вполне может привести к губительному расколу в РПЦ МП. Просим Вас честно и по совести выполнить свой архипастырский долг по защите чистоты Православной веры перед Богом и православным верующим народом.

День Святой Троицы 2 (15) июня 2008 г.

 

ПОДПИСИ

Игумен Илия (Емпулев)

Протоиерей Владимир (Мордвов)

Иерей Иоанн (Балицкий)

Иеромонах Антоний (Шляхов)

Монах Сергий (Биктеев)


УЧАСТНИКАМ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РПЦ МП

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, мы нижеподписавшиеся обращаемся к Вам со смиренной просьбой принять все необходимые меры, чтобы оградить свою паству от лжеучений, а также различных не православных мнений, проникающих в нашу Церковь и чрезвычайно смущающих наши души.

Согласно появившейся на сайте www.blagovest-info.ru  ( http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17120&print=1 ) информации, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), выступил 16 ноября 2007 года на круглом столе «Церковно-практические аспекты православной сакраментологии», состоявшегося в рамках V Международной богословской конференции РПЦ. Там он позволил себе ряд высказываний, которые не только не соответствуют вероучению Православной Церкви, но полностью противоречат ему.

На вопрос о молитве с инославными, который был вызван той «озабоченностью, которая высказывается людьми в отношении так называемых совместных богослужений», а также «озабоченностью», которую проявили «некоторые группы православных после пребывания Патриарха Алексия II в парижском соборе Нотр Дам в октябре этого года», Высокопреосвященнейшим митрополитом Кириллом публично и открыто было заявлено следующее:

«Канон о запрете молитвенного общения с так называемыми еретиками (далее все выделения наши) – это очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня. Главная цель этого канона в том, что он предотвращает разрушение Церкви. Цель канона в том, чтобы избежать мимикрии (мимикрия от греч. mimikos – подражательный). Раскол всегда мимикрирует под истинную Церковь, а если люди молятся вместе, создается иллюзия единства. Для того чтобы ясно сказать, что раскол губителен, с раскольниками и еретиками не молились и не молятся. Именно путем канона нужно изолировать эту опасную для единства Церкви группу от церковного общения. И сейчас данный канон не утратил своей важности, например, он в полной мере работает по отношению к раскольникам на Украине.

Однако этот же канон, не работает в современной межхристианской ситуации, т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует. Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей на уровне международных организаций полностью исключают эту опасность, потому что ни о какой мимикрии речь не идет. И опасность того, что совместная молитва, скажем, произнесение «Отче наш» (я не говорю о совместном богослужении), что это подорвет единство Церкви – эта опасность не работает сейчас. Поэтому люди собираются и говорят: «Давайте вместе помолимся», но не для того, чтобы ввести кого-то в заблуждение и оторвать чад, а для того, чтобы помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены».

«Подытоживая, он подчеркнул, что является сторонником «очень строгого исполнения» этого канона «в тех ситуациях, ради которых он был сформулирован, т.е. когда необходимо защитить единство местной христианской общины». Именно поэтому митрополит Кирилл «категорически против молитв сегодня с раскольниками на Украине, потому что это действительно мимикрия, которая будет разрушать церковное единство». Однако он считает «допустимым» молитвенное общение в ситуациях, не угрожающих единству Церкви. Вместе с тем, глава ОВЦС подчеркнул, что это общение возможно для православных только «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности». Он пояснил: «Человек не должен сам определять меры своего участия в молитве с другими. Он должен следовать пастырским указаниям своей Церкви» и порекомендовал обращаться к «очень хорошим руководящим указаниям», которые даны в документе, принятом Архиерейским собором в 2000г, об отношении к инославию».

В связи с вышеприведенными заявлениями митрополита Кирилла (Гундяева) мы обращаемся к участникам Архиерейского Собора с просьбой дать каноническую и церковно-правовую оценку этих высказываний. Мы глубоко смущены происходящим на наших глазах распространением ереси экуменизма, анафематствованной Собором РПЦЗ в 1983 году, и отступлением на этой почве от чистоты православного вероучения. Смиренно просим членов Архиерейского Собора разрешить наши недоумения и призвать к ответу за смущающие высказывания митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева).

Ниже мы приводим наше понимание публичных заявлений Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла, которые чрезвычайно смущают наши души своей двойственностью или открытой не православностью.

1. Мы категорически не согласны с высказываниями митрополита Кирилла: «с так называемыми еретиками», «с раскольниками и еретиками не молились и не молятся» при том, что он считает «допустимым» молитвенное общение, когда «угроза для единства Церкви здесь отсутствует. Допустим, отношения Православных Церквей и Католической, Православных Церквей и протестантских Церквей».

Все эти высказывания наводят нас на мысль о том, что митрополит Кирилл не признает католиков и протестантов еретиками вопреки ясному учению Православной Церкви: «Нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, - еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное и богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви - беззаконно».

2. Следующие высказывания митрополита Кирилла по нашему мнению также противоречат православному пониманию церковно-канонического учения: «Канон о запрете молитвенного общения с так называемыми еретиками – это очень правильный канон, его ни в коем случае нельзя редуцировать, снимать с повестки дня.… Однако этот же канон, не работает в современной межхристианской ситуации, т.к. угроза для единства Церкви здесь отсутствует потому что ни о какой мимикрии речь не идет».

Митрополит Кирилл на словах не желает «редуцировать» «канон», но одновременно дает ему бездоказательную интерпретацию «нерабочего». Он так же присваивает себе право толковать каноны на свой лад, вводя понятие «мимикрии» и искусно жонглируя им. В свое время подобные действия Православной Церковью были канонически осуждены: «Явно предавшиеся страстям своим не только не ужасаются наказания, определяемого священными правилами, но дерзнули даже насмехаться над оными. Ибо они изменяют оные и, ради страстной воли своей, искажают смысл их, дабы, по избытку страстного обольщения, как речено Григорием Богословом, зло казалось у них не только не осудительным, но даже божественным…».

Целью канонов, запрещающих молитвенное общение с еретиками, является в первую очередь не опасность «мимикрии» как учит митрополит Кирилл, а достижение спасения. Церковь в любом молитвенном общении с инославными всегда видела, прежде всего, серьезную угрозу для духовного здоровья православного человека, входящего в это общение. Единство в молитве возможно только при единстве в вере, и сама совместная молитва является наивысшим сакральным актом единства молящихся, как мы и молимся о даровании этого единства на Божественной Литургии: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы (т.е. исповедуем). Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и не раздельную».

Любое молитвенное общение с еретиками Церковь всегда расценивала и как измену Православию, независимо от обстановки и условий в каких совершается совместная молитва. Поэтому, проводимые сегодня молитвенные общения с инославными христианами, римо-католиками и протестантами, в действительности создают ложное впечатление о единстве Православной Церкви с этими деноминациями. Интерпретация канонов для оправдания противоположной им практики общих молитв является реформацией в области каноники, т.е. изменение самого Православия.

Огромное смущение и, более того, - возмущение, которое вызывает у большинства православных людей любое известие о совместной молитве с еретиками, говорит о ложности и пагубности как ереси экуменизма, так и мнения митрополита Кирилла, что «угроза для единства Церкви здесь отсутствует». Именно в этом состоит угроза настоящего раскола.

Епископ Никодим (Милаш), разъясняя значение и содержание слова «канон», говорит об общеобязательности всех канонов: «Они доселе имеют силу в православной Церкви, как положительные и обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой Церкви». Об обязательности и неизменности канонических постановлений говорят и сами канонические правила:

2-е правило шестого Вселенского Собора: «Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил… Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленные некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, как некое правило из вышереченных покусился изменить или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся».

Краткое перечисление канонов а не «канона» запрещающих совместную молитву с еретиками содержится в 15 правиле Номаканона:

«Кто молится со отлученными, и сам такожде отлучается, по 10-му правилу святых апостол и 2 Антиохийскаго собора.

Кто входит в церковь еретическую помолиться, тот если священный извергается, а мирский отлучается, по 65 прав. Святых апостол. Такожде и кроме (т.е. вне) церквей их молящийся с еретиками отлучается. А кто из священных принимает их, яко служителей Церкви в свое служение, или приемлют жертву и крещение их, тот извергается по 45 и 46 правилу святых апостол.

А 9 правило Тимофея Александрийскаго не допускает еретикам даже и присутствовать при совершении Божественной Литургии, аще не обещаются покаятися и бежати ереси своея.

И 6-е правило Лакодикийскаго собора коснеющим в ереси не попускает даже и в Дом Божий, т.е. во святую церковь входити. Также и православным возбраняется ходити на кладбища еретиков или в так именуемыя у них мученические места, и вместе с ними молиться, по 9 и 33 правилом того же Лаодикийскаго собора».

Все эти правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению их от индифферентизма по отношению к вере и к Православной Церкви, который легко может возникнуть при близком общении с еретиками по религиозным вопросам. Кроме того, Церковь Христова в молитвенном общении с еретиками всегда чувствовала серьезную опасность для них самих - препятствие для их возможного обращения к Православию, то есть опасность лишения возможности для их спасения. Если мы молимся с еретиком, то тем самым вводим его в заблуждение, давая повод думать, что между его верой и верой православных христиан нет существенных отличий и что с точки зрения христиан его учение также спасительно.

Преподобный Иустин (Попович) писал по поводу совместных молитв с католиками и протестантами: «По 45 Апостольскому правилу, «епископ или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». Это священное правило святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную. Эти указанные каноны святых Апостолов и отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они безусловно действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов».

Как нам кажется, двойственность позиции митрополита Кирилла по отношению к каноническим правилам Православной Церкви, вполне конкретно запрещающим всякое молитвенное общение с еретиками, на самом деле скрывает в себе, мягко говоря, сомнение вл. митрополита в правильности канонов Церкви с одной стороны, а другой – попытку оправдать нередко применяемые православной стороной на «межхристианских» конференциях и встречах совместные молитвы. Такая двойственная, если не сказать – лукавая позиция не может быть православными христианами принята в принципе. Эта позиция лишь наносит серьезный удар по традиционному православному сознанию, ориентированному на учение Святых Отцов и священные каноны Церкви.

3. Совершенно неприемлемо для православного сознания мнение митрополита Кирилла о допустимости совершения совместной молитвы с еретиками, якобы, для преодоления существующего разделения в христианском мире, т.е. молитва «о том, например, что мы до сих пор разделены». Но Церковь Христова не разделена! И этой неразделенной Церковью была и остается всегда и незыблемо Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь. Все же остальные инославные деноминации являются «отпавшими от нее» в разное историческое время. Высказывания о разделенности христианства, о разделенности Церкви означают ни что иное как поддержку и соглашение с ложной, т.е. еретической теорией ветвей, которую исповедуют так называемые экуменисты.

4. Митрополит Кирилл ставит в пример пожелание некоторых людей помолиться вместе «о своих грехах». Вполне очевидно, что в контексте всего им сказанного, эти люди, - представители православия и католицизма или протестантизма, - желают «помолиться вместе о своих грехах, о том, например, что мы до сих пор разделены». Но из этого вытекает, что православные христиане, молясь такой молитвой, тем самым признают себя виновными в том, что они все еще продолжают держаться истинного апостольского и святоотеческого учения, от которого отпали лжемудрствующие еретики. Иными словами, под «своим грехом разделения», с точки зрения митрополита Кирилла, следует понимать принципиальную позицию православных людей, не желающих нарушать каноны и объединяться с еретиками без их отречения от своих заблуждений. Каждый из семи Вселенских Соборов был созван по причине возникших лжеучений, когда было необходимо догматически определить истины веры, чтобы оградить Церковь от ересей. Все Вселенские Соборы содержали анафематизмы, направленные как против ереси, так и против ересиархов и их последователей. Что это было: сохранение истины и святыни от агрессии лжи или грех разделения? Современные ереси – это варианты древних ересей, комбинации из элементов лжеучений, отвергнутых и осужденных Церковью. Может ли Церковь стать в противоречие себе самой и отменить отлучения Вселенских Соборов и объявить, что все ереси благодатны, а разделение произошло из-за непонимания и несовершенства богословского языка.

Для нас является очевидным, что эта завуалированная и лукавая фраза о совместном с еретиками покаянии в грехе разделения – есть попытка манипулировать сознанием масс. Митрополит Кирилл использует эту методику современных политтехнологов для того, чтобы незаметно внушить православным христианам совершенно ложную мысль о том, что «грех разделения» лежит и на нашей Православной Церкви, канонически закрепившей слова Апостола Павла: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фесс.3:6). «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит.3:10). Что может означать подобное высказывание, как не обвинение святых отцов, движимых Святым Духом и предавших анафеме (отлучению) неисправимых еретиков и их нераскаянных последователей, в «грехе разделения»?!

Мы ждем от митрополита Кирилла объяснения: в чем же, по его мнению, заключается «грех разделения» со стороны представителей Православной Церкви? В случае его молчания и при отсутствии покаяния, мы будем вынуждены признать, что митрополит Кирилл публично высказал очередное не православное, т.е. еретическое мнение со всеми вытекающими из этого последствиями.

5. Мы считаем, что мнение митрополита Кирилла о возможности частным лицам совершать молитвенное общение с инославными: «с благословения священноначалия и не по принципу самостийности» также не может быть принято, поскольку авторитет канонов превышает власть и полномочия не только архиерея, но и поместной церкви. Положение епископа в отношении к священным канонам Церкви подчиненное, а не распорядительно-самовластное.

6. Следует отметить, что весьма сомнительные с православной точки зрения высказывания митрополита Кирилла, как это ни печально, являются официальным ответом на «озабоченность которую проявили некоторые группы православных после пребывания Патриарха Алексия II в парижском соборе Нотр Дам в октябре этого года». Для нас весьма показательно, что ответом на «озабоченность» стала не попытка отрицать сам факт совместной молитвы с католиками (это было бы абсурдно при полной очевидности происшедшего), а попытка оправдать то, что невозможно было отрицать. Очевидно, слова митрополита Кирилла о том, «что совместная молитва, скажем, произнесение «Отче наш» ... подорвет единство Церкви – эта опасность не работает сейчас» преследуют цель оправдать факт антифонного пения данной молитвы католиками и представителями православия в парижском соборе Нотр Дам в октябре 2007 года. Подобные не каноничные оправдания наводят нас на мысли о том, что практика совместных молитв предполагает свое дальнейшее развитие. Мы категорически против этого!

7. Просим также митрополита Кирилла, как организатора и активного участника прошедшего в Москве саммита религиозных лидеров, открыто разъяснить свою позицию в отношении «единого Всевышнего» давшего «практически во многом единые нравственные ценности» с представителями «мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин». Нам известно, что такого «единого Всевышнего», т.е. единого для всех религий, действительно признают оккультисты, учения которых в той или иной мере основаны на индуизме. Однако, согласно православному пониманию, все названные выше религиозные культы объектом своего религиозного поклонения имеют сущность, противоположную христианскому Богу. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать духовные и иные качества этого «единого» на основании «священных» книг указанных религий, например: Талмуда, Каббалы, Корана, Магабхараты и проч. Хотелось бы услышать разъяснение по этому поводу и от других представителей православия, принимавших активное участие в данном мероприятии или одобривших его. Не православные мнения и вероучительные принципы итогового документа саммита религиозных лидеров были закреплены и одобрены на заседании Синода РПЦ МП 17 июля 2006г. В постановлении Синода было зафиксировано: «1. Выразить глубокое удовлетворение в связи с проведением в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров. 2. Одобрить Послание – итоговый документ саммита». В связи с этим просим Архиерейский Собор разобрать действия членов Синода РПЦ МП на предмет их соответствия вероучению Православной Церкви.

8. Просим митрополита Кирилла прокомментировать с православной точки зрения, если это вообще возможно, свое заявление на Генеральной Ассамблее ВСЦ в Канберре в 1991 году: «Я не хотел бы, чтобы критика Всемирного Совета Церквей со стороны православных воспринималась так, будто речь идет о возможности нашего выхода из ВСЦ. Всемирный Совет Церквей является для нас общим домом. Православные воспринимают его, как свой дом, и хотят, чтобы этот дом был колыбелью грядущей Единой Церкви». Нам очень важно получить ответ на поставленные выше вопросы т.к. Митрополит Кирилл является не просто одним из иерархов РПЦ. Он является Председателем Отдела Внешних Церковных Сношений РПЦ и таким образом его высказывания воспринимаются как официальная позиция священноначалия РПЦ.

Ради сохранения мира и церковного единства просим Архиерейский Собор и церковный суд объективно разобраться в активно распространяемых митрополитом Кириллом от лица всех православных христиан нашей Церкви совершенно не православных мнениях, которые не разделяются многими христианами, и принять соответствующие меры к ограждению паствы от смущения.

Согласно каноническому и святоотеческому учению Православной Церкви, в прискорбном для нас случае отсутствия открытого покаяния со стороны митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла (Гундяева) в своих публичных не православных, т.е. еретических высказываниях, мы прекращаем его дальнейшее молитвенно-литургическое поминовение на проскомидии. Поступать подобным образом требуют от нас каноны Православной Церкви и святые отцы:

15-е правило Константинопольского Двукратного Собора: «…Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений».

Святитель Иоанн Златоуст: «Если начальствующий лукав по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба».

Святитель Геннадий Схоларий: «Проверяйте своих епископов в одном только отношении: узнавайте, православны ли они, не учат ли они догматам, противным истинной Вере, и не сослужат ли они с еретиками или с раскольниками».

Преподобный Иосиф Волоцкий: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться причастными к его гибели».

День Святой Троицы 2 (15) июня 2008 г.

 

ПОДПИСИ

Игумен Илия (Емпулев)

Иерей Иоанн (Балицкий)

Иеромонах Антоний (Шляхов)

Монах Сергий (Биктеев)