НАШ ЛИ ЕСИ, ИЛИ ОТ СУПОСТАТ НАШИХ!

Кто верует и исповедует, что Бог, единый по существу, есть, троичен в лицах - Отец, Сын и Дух Святыи, и что сии три суть не имена одного и того же лица и не названия разных действий того же лица, но три Ипостаси единого Божества, - тот наш.

Кто верует и исповедует, что Сей Триипостасный Бог всесовершенный по свободной воле Своей, без всякой внутренней и внешней какой - нибудь необходимости, в шесть дней, единым словом Своим сотворил мир сей, не сливаясь с ним, но пребывая в Себе целым и неизменным, хотя и вездесущ есть и все исполняет, - тот наш.

Кто верует и исповедует, что всеблагий Бог сотворив мир, не оставил его на произвол судьбы и не оковал узами какой - то неумолимой необходимости, но с тою же свободою и властию, с какою сотворил его, и правит им, и благостынно печется о всякой твари, а тем более твари разумной, все свободно направляя к благим целям Своим, не стесняясь законами естества, которые сами суть не что иное, как выражение Его же воли, и потому всецело подлежат Его свободному распоряжению и изменению там, где этого требует Его беспредельная премудрость, - тот наш.

Кто верует и исповедует, что мы, будучи сотворены для всегдашнего общения с Богом и неизменного с Ним блаженства, в прародителях наших, нарушением Его заповеди, отпали от Него, навлекли на себя праведный гнев Его и подпали временному наказанию и вечному осуждению, и что, потому, всякое видимое и испытываемое нами зло, внутреннее или внешнее, не есть естественное наше состояние или следствие нашей ограниченности, а есть прямой плод греха, наказание, только милостию Божиею обращаемое в очистительное для нас орудие, под условием веры, покаяния и смиренной покорности воле Божией, - тот наш.

Кто верует и исповедует, что все восстановительные Божественные силы, яже к животу и благочестию, положены Господом в св. Его Церкви, как единственной врачебнице нашей, и действуют в ней Духом Святым, через св. таинства и другие освятительные учреждения, над всеми, приступающими к ним с отверстым верою сердцем, и что другого способа к принятию благодатных сил нет и быть не может, что не замышляли бы и как иначе не мечтали бы одуховляться некоторые мечтательные умы, - тот наш.

Кто верует и исповедует, что всякому, ищущему спасения, нужно, прежде всего, покаяться, с твердою решимостью не грешить более, хотя бы это стоило жизни; затем приступать к таинству причащения для получения благодати, в укрепление на добро своих естественных сил, потом идти посильно путем заповедей Христовых, среди всех освятительных учреждений и молитвований Церкви, существенно необходимых для возгревания в нас духа благодати, под влиянием подвигов самоотвержения к умерщвлению страстей, пока, наконец, достигнет в светлую область бесстрастия и чистоты, в меру возраста исполнения Христова, - тот наш.

Кто верует и исповедует, что идущие сим путем, вступая в общение с Богом, вступают, вместе с тем, и в общение с миром невидимым - Ангелами и всеми Святыми, прежде их угодившими Богу, и, прибегая к их заступлению, получают от них, и наипаче от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, всесильной нашей заступницы и ходатаицы, благовременную помощь, - тот наш.

Кто верует и исповедует, что за грех первородны душа разлучится с телом действием смерти, и пребудет в этом разделении до будущего воскресения и суда, - или, питаясь надеждою вечного блаженства, если следовала во всем воле Божией, или, томясь страхом вечных мучении, если противилась заповедям господним, - тот наш.

Кто же не верует во Св. Троицу и думает, что Отец, Сын и Святой Дух не суть лица единого Божества, а только имена одного лица, - тот не наш.

Кто не верует во св. Церковь, как единую врачебницы, вмещающую в себе все восстановительные для нас силы, и св. таинства ея и освятительные средства считает простыми обрядами, без внутренней силы, - тот не наш.

Кто мечтает получить освятительную силу Божией благодати каким - то сокровенным, невидимым способом, а не тем, какой предлагается св. церковью, - тот не наш.

Кто чуждается общения со Святыми и презорливо отвергает их ходатайство и заступление, равно как и пагубные действия, духов злобы поднебесных, - тот не наш.

Кто не признает нужным подвижничества и всяких дел самоотвержения, обольщая себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира, - тот не наш.

Кто отрицает духовность души, ее бессмертие, будущее воскресение наших тел и вечное воздаяние все нам по делам нашим, - тот не наш.

Кто явно и тайно нарушает уставы Церкви Божией, не считает нужным соблюдать посты, исповедоваться и причащаться, кто не почитает св. праздников и дней воскресных, или вместо должного их чествования предается безумным увеселениям и забавам, - тот не наш.

Кто с дерзким самооправданием не хранит чистоты до брака, и верности супружеской в браке, измышляя, вместо благословенного Богом, иной какой - либо образ сожития, - тот не наш.

Вообще, кто увлекается сам и увлекает других неукротимым своеволием в образе мыслей и правилах жизни, - тот не наш.

Приложи теперь каждый все это к себе, и, положа руку на сердце, отвечай на вопрос: наш ли еси, или от супостат наших!

Из сочинений Святителя Феофана Затворника.

http://www.suzdalgrad.ru/spasi/spasi-06.html