Карепрост careprost.

К. Гордеев

ОБЩЕСТВО НЕСЧАСТЛИВЫХ РАБОВ
(несколько грустных наблюдений)

"И поклонились зверю, говоря кто подобен
зверю сему и кто может сразиться с ним?"
"и действовал так, чтоб убиваем был всякий,
кто не будет поклоняться образу зверя"
(Откр. 13:4, 15)

Метро для москвича - самый обычный, быстрый и удобный способ перемещения по мегаполису. Однако разъезжая туда-сюда под землей, как-то не очень замечаешь, а что же происходит на поверхности, и потому, когда выныриваешь всякий раз куда-либо, кроме работы и дома, то испытываешь шок разной степени тяжести (в зависимости от того, когда ты был в этом месте в последний раз).

+ + +

Недавно невесть кто занес меня на "Яму" - так острословы кличут лужковское детище - торговый центр на Манежной площади. То, что он на монашьих костях, я говорить не буду - об этом много говорилось, когда его еще только строили. Не удивило меня и внешнее сходство этого "выдающегося архитектурного комплекса" с языческим подземным капищем, у врат которого клубиться тьма (мало ли что пригрезится, да и чего еще ждать от людей, не придумавших ничего лучшего, кроме странного вида мандалы, для обозначения географического центра Москвы). Но вот то, что строительство еще не закончилось, а все ускоряющимися темпами продолжается, что снесена - не Бог весть какая архитектурная ценность, но определенно неотъемлемая часть столичной истории - гостиница "Интурист", а на ее место грядет еще один безглазый, завезенный из какого-нибудь Гонконга монстр, и что другие здания около кремлевского заповедника тоже по-лужковски "реставрируются" - ЭТО впечатление произвело.

Подумалось почему-то о неком великом строителе, прокладывающем рельсы, согласно вычерченной на карте прямой, плюющем на дворы, дороги и пашни, на стабильную и безопасную жизнь миллионов людей. Хорошо, их списали, - подумал я, - а что же ждет тех, кто поедет по этим стальным направляющим? Ответ возник как бы сам собой - неоновая реклама и витрины множества, как в муравейнике, подземных магазинчиков. Значит, судьба этих - торговать, пока есть кому покупать их товары, спать на помойке лужковских городских окраин, работать всю жизнь посреди некрополиса лужковского "Сити" и быть так же списанными, когда кто-то высокий сочтет этих "благополучных" лишними.

Это для них сегодня московское градоначалие придумало "Карточку москвича" с "муниципальным" идентификационным номером, выдаваемым, впрочем, в полном соответствии с международными стандартами. Это для них сегодня ДЭЗы заменяются по всей Москве "Едиными расчетными центрами", куда уже начинают свозиться компонеты "автоматизированных рабочих мест операторов" для оплаты квартир и коммунальных услуг ТОЛЬКО безналично и ТОЛЬКО через лужковскую смарт-карту. Это для них сегодня "Банк Москвы" монополизировал обслуживание социальных платежей, а мэрия вовсю принуждает к выплате зарплаты ТОЛЬКО через банкомат. Это для них сегодня в Долгопрудном прикидывают, как выселять тех, кто не окарточен. И это для них сегодня массово плодятся по первопрестольной "Пятерочки" и "Копейки", подготавливая закрытие "неконтролируемых" продуктовых рынков.

Впрочем, справедливости ради надо заметить, что в Калуге готовится "Карточка калужанина", Санкт-Петербурге - "Карточка петербуржца", Екатеринбурге - "Карточка екатеринбуржца" и так по всем необъятным российским просторам. И да не обольстится никто техническим прогрессом - не подумает о ерундовости всех этих мероприятий. Уже сейчас, когда карточек еще нет, а где есть, там действуют они не в полном объеме, уже сейчас квитанции единых расчетных центров прямо и недвусмысленно показывают, каким это будет и для чего все делается.

Огромным выглядит забор штрих-кода, украшающего бланки платежек, выдаваемых едиными расчетными центрами (см. рис.). Это что - сумма платежа? Нет, это ИМЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА, кое привычным образом в буквах, а чуть ниже в непривычных цифрах кода все же набрано в бланке, хоть и едва-едва заметно, дабы получатель-таки не усомнился, что квитанция прислана именно ему. А рядом другая такая же квитанция, но уже не "обязательная", а "добровольная" - с суммой вдвое-втрое превышающей первую. Она для тех, кто взбрыкнет, кто выкажет себя "непослушным" и потому окажется лишенным милостивой подачки коммунального монополиста - т.е. самого Московского Правительства. Захочешь жить без карточки - первое время живи, если, конечно, сможешь, платя за все в городе втридорога. А потом - потом, очевидно, отнимется и это.

Штрих-код на карте и чип внутри нее - вот верные приметы концлагерного рая для "избранных" - пока еще не списанных владельцев и продавцов лужковских забегаловок, то бишь "расширяющейся городской инфраструктуры", или в просторечии "сферы обслуживания". Быть может они и будут счастливы до тех пор, пока хозяин подбрасывает в их корыто не очень жирные, но достаточно питательные куски - лишь бы только были ему полезны и мыслями разными о смысле жизни не отягощались. Но однажды, для кого-то раньше, для кого-то позже, но для подавляющего большинства из них это неизбежно закончится (причины тому могут быть разные), и за ненадобностью "рынок" выбросит их за пределы проложенной магистрали. И никакая их прежняя "лояльность" не смягчит вынесенного приговора, ибо "загнанных лошадей пристреливают". И что тогда? На обочину жизни вослед изгнанных раньше или, быть может, на кладбище?

Вот передали вчера - Лужков пустил в столице автобусный маршрут повышенной комфортности - с "видиком" и баром. Десять рублей за проезд - плата небольшая: все ездят - все радуются. А мне грустно: ведь это тоже способ контроля мыслей: "Эй, кто там оторвался от корыта? Ну-ка, соску в рот и смотреть дозволенные цензурой "Веселые картинки"!"

+ + +

Жутким местом стала любимая мной Москва, где предки мои рождались по меньшей мере пару столетий, вырастали, женились, служили, как могли, Отечеству, и перед смертью, как завещание, оставляли своим детям наказ жить по чести и совести. Но теперь город умер и мертвящим своим дыханием вытягивает жизненные силы у всех, кто отваживается связать себя с ним. Словно уже случилось - "низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр. 12:9). Низвержен - и логовом своим избрал московские семь холмов, где имя "Вавилон" давно уже стало обозначением изобилия и благополучия, а главный храм градоначальник воздвиг себе "на гаражах".