К. Гордеев

ПЛЕТЬЮ ПО ОБУХУ?

Честно говоря, я думал более к этой теме не возвращаться. О проблеме единства веры, мотивации выбора и совершения поступка за четыре года мною было сказано и написано много. В особенности за вторую половину 2003 года. Но идут и идут письма, звонит телефон... И все одно: "полная безнадега", "как мне жить с семьей (или без семьи)", но "без нового паспорта (и/или ИНН, номера ФПС, карточки медицинского страхования) и, соответственно, без пенсии (и/или зарплаты, работы, медицинского обслуживания)". А дальше крик: "Помогите, или я возьму (или уже взял) все - потому что надеяться не на кого (и/или на на что)".

Что на это ответить?

Возьмите, если, взяв, жить Вам станет легче...

Впрочем, обсудим это чуть подробнее - без обиняков и, по возможности, без милых сердцу православного человека, но, увы, подавляющих ясность его восприятия цитат из Священного Писания 1). Словом, давайте дадим ответы сами себе попросту, на пальцах, на языке, понятном даже самой недалекой российской домохозяйке.

Но сначала письмо от давних моих знакомых по переписке, людей мне крайне симпатичных, вне всякого сомнения, православных и живущих вдали от обеих осатаневших столиц (поскольку это не единственное подобное обращение ко мне, я убрал из него все указания на конкретные персоналии и место, откуда оно пришло):

"Письмо Гордееву.

Здравствуйте, Константин Юрьевич!

Пишут Вам С. и М. из ... Вы нам присылаете "Первый и последний". И мы Вам периодически пишем письма.

Мы люди православные. Я прочитал некоторые книги Платонова. Некоторые другие книги разных авторов. Изучал много книг. Анализируя все это, я сделал вывод, что грядут страшные события и даже более чем... Положение в обществе катастрофическое. Бездуховность, безнравственность и т.д. Порабощение почти полное. В других странах такого нет как у нас. Россию хотят уничтожить, истребить и стереть с лица земли. В церквях благославляют на принятие ИНН и др.

Спасаться нужно келейно. Т.е. по одному каждому православному. У меня вопрос. Что делать, как действовать? Как вести себя?

У Вас в Москве может и есть сплоченное общество. У нас в ... такое не наблюдается. Я против ИНН, против паспорта такого (против многих неправедных вещей), но что мне делать с семьей? Я вынужден был взять этот паспорт. В микроволновку затолкал его, и все. У меня нет денег судиться. Это надо все бросить. Попробуйте сказать о паспортах, ИНН и др. вещах. Ну и что? И что делать? Конкретно что делать? Где та сила, которая была, например, при Царе? Сейчас ее нет. Просто нет.

Устройство мира завершается в плохую сторону и завершится наверное скоро. Если чуда не произойдет по молитвам. Господь за все воздаст - это понятно. Причем так воздаст, как никогда в прежние века. По концу мира. Мне непонятно одно, насколько люди не боятся того, куда они потом пойдут. Или так сильна ненависть к православным и так хочется владеть миром и властвовать.

Но реально сейчас и конкретно что делать? Нет единения и сплоченности. Нами управляют. ИНН нам присвоили, паспорта всучили. Естественно только одно, как только я почувствую, что мне хотят печать наложить, у меня есть выход. Я его нашел (не подумайте плохое). Я могу делать только одну сильнейшую вещь. Молитву творить и в церковь ходить каяться и причащаться. Пока она, родимая, стоит.

Иного выхода я не вижу и совет в журнале можно дать наверное только этот. Нет сейчас нет другого выхода и пути. Молиться и ждать. Может, что иное есть. Подскажите".

Если выжать из приведенного текста переполняющие его тоскливые эмоции, которыми буквально сочится каждое его слово, то останется всего лишь несколько идей, тяготящих автора письма:

1. Жить христианину в обществе - в миру - становится все более невыносимо - просто, хуже некуда.

2. Однако, ожидается, что дальше ситуация будет только ухудшаться.

3. Не видно общественных сил, которые могли бы принципиально изменить ход событий, и, значит, надеяться не на кого.

4. Я человек маленький, сам себя защитить не смогу (у меня семья / родители / дети / некуда уехать и надо где-то и на что-то жить / нет поблизости единомышленников и не на кого опереться / ... и т.п.).

5. Поэтому я вынужден брать то, что сам считаю "плохими документами" (паспорта / номера / коды / сетевые идентификаторы и проч.), и лишь, по возможности, постараюсь сделать их "менее плохими".

6. "Я могу делать только одну сильнейшую вещь. Молитву творить и в церковь ходить каяться и причащаться. Пока она, родимая, стоит... Нет сейчас нет другого выхода и пути. Молиться и ждать".

7. Надеюсь, что все устроится само собой по милости Божией: либо Господь для меня все чудесным образом разрешит, либо по Его же попущению силы в обществе противостоять антихристовым пробразованиям найдутся, либо ... (а что поделаешь? - по грехам, видать) ... "как только я почувствую, что мне хотят печать наложить, у меня {полагаю - К.Г.} есть выход. Я его нашел (не подумайте плохое)".

Словом, "джентльменский набор" самооправданий "маленького человека", о коем еще с XIX века немало понаписано в русской литературе. Пушкин, Достоевский, Чехов и многие другие менее значительные авторы создали целую галерею портретов одинокого, несчастного, социально беззащитного и личностно беспомощного и безответственного человека. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что столь же несчастной у них выходила и "сильная личность", коли она "не находила себе места в коллективе". Логичной поэтому выглядит жирная - "коммунистическая" - черта, которую Маяковский, уже в советские времена, подвел подо всеми этими психологическими изысканиями: "Единица - вздор, единица - ноль, один, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно... Но если в партию сгрудились малые, сдайся враг, замри и ляг. Партия - рука миллионнопалая, сжатая в один разящий кулак..." Замените слово "партия" на "толпа", "куча", "общество", "коллектив", ... "община" - и получите универсальную всевременную формулу ... р а б а.

И раба отнюдь не Божиего, а человечьего. А если учесть, что таковое состояние обретается от рождения свободной личностью чаще всего не в результате войны, пленения или каких-нибудь других чрезвычайных обстоятельств, а как итог ее свободного же волеизъявления ради сохранения привычно спокойного, стабильного и, как кажется с бытовой точки зрения, безопасного состояния, то приходится говорить о рабстве даже и не собственно человекам, а миру, как таковому, и, соответственно, князю его 2). Вот еще одна - в продолжение "революционного поэта" - совсем современная цитата, совершенно откровенно указывающая, на каком основании созиждется антихристово царство, на чем восстанет ад на земле: "Вы знаете партийный лозунг: "Свобода это рабство". Вам не приходило в голову, что его можно перевернуть? Рабство это свобода. Один - свободный - человек всегда терпит поражение. Так и должно быть, ибо каждый человек обречен умереть, и это его самый большой изъян. Но если он может полностью, без остатка подчиниться, если он может отказаться от себя, если он может раствориться в партии так, что он станет партией, тогда он всемогущ и бессмертен" 3).

Итак, проблема "маленького человека" в конечном итоге оказывается не в случайных (или пусть даже посланных судьбой или Богом "за грехи") обстоятельствах, не в сложившейся "катастрофически безнадежной" ситуации, а, фактически, в необходимости реализовать на практике, пожалуй, главное в жизни каждого человека самоопределение, т.е. дать ясный и недвусмысленный ответ самому себе и Всевышнему, на что будет употреблена личностью дарованная ей Богом свобода и какие ценности будут взяты в качестве жизненных ориентиров. И итогом всего этого окажется отнюдь не новый образ чьего-то мирского существования во внешне "изменившихся тяжелых условиях", а качественно иной способ личностного - т.е. сердечного, внутреннего - бытия: то ли раб Божий - то ли раб сына погибели, то ли со Христом - то ли с имением своим, то ли в Бога богатеть - то ли плоти угождать 4).

И хотя внешне для окружающих (да и, возможно, для самого "страдальца") все выглядит, как пассивное подчинение потоку внешних событий, однако на самом деле человек участвует в них, как активное действующее лицо. Ибо стеная, сокрушаясь и унывая, он тем не менее сам определяет свое место в них и устанавливает свои предпочтения, направляющие его в одну, вполне определенную, сторону, а не в другую. Чем обычно в таком случае оправдывают свое отступление? "Слабостью", "объективными обстоятельствами", "вынужденной необходимостью", "посланным свыше наказанием", "необходимостью смиряться". Не говоря уже о том, что уныние само по себе тяжкий грех, подобное объяснение сплошное лукавство, в котором позабыто или отброшено в сторону то, что Господь пришел в мир спасти, а не погубить грешника 5), что никому не посылается больше, чем он может вынести, и меньше, чем ему потребно 6), и что физическая немощь отнюдь не препятствие для тех, кто отвергся себя, взял крест свой и последовал за Господом 7), а скорее милость Божия 8).

Подытожим. То, что обычно "маленький" и "слабый" человек называет "непреодолимыми жизненными обстоятельствами" и выдвигает в качестве щита перед собой, когда его спрашивают, почему же он не сделал того, что должен был, на самом деле является испытанием, посланным ему для становления его, как личности, для укрепления его в вере, для реализации дарованной ему Богом свободы, для возможности ему проявить свою любовь, преданность и готовность служить Господу. И отказ принимать на себя это бремя безусловно является отступлением и в большей или меньшей степени согласием на добровольное пленение князем мира сего.

Вот с этих позиций и следует искать ответ на вопрос, как быть и что делать, когда апостасийные и эсхатологические процессы все в большей степени набирают силу, когда стали обычаем совместные молебны с еретиками и язычниками, когда назначен уже восьмой вселенский лже-собор, а светские власти объявили о готовности раздать всем и каждому начертание, которое обозначает имя, записанное в виде числа 9). Причем не приходится сомневаться, что в создавшихся условиях объективно нарастающей разделенности между людьми, близких, по-видимому, уже гонений на тех, кто не готов поклониться "новому мировому порядку", подобным описанному выше подходу к самоопределению придется руководствоваться не только тем, кто по привычке считает себя "немощным" и неспособным к самостоятельным в отсутствие руководителя решениям, но и вообще всем, в эти тяжелые времена старающимся удержаться в верности Господу.

Нет, конечно же, Церковь Христова устоит, и вратами адовыми одолена не будет. До Самого Пришествия Господня, останутся верные и епископы Ее, и пастыри, и мирские вожди. Но не по силам им будет ни взять "немощных" на свое иждивение, прокормить, обеспечить крышей над головой, высокооплачиваемой работой, или даже хотя бы пенсией иди пособием, не создадут, коли то не будет попущено Всевышним, "широкого движения сопротивления". Не смогут они и "приказать" исповедать православную веру. В этом, как в рождении своем и в смерти, человек перед Богом стоит один на один и без остатка полностью отвечает за все, что совершает.

А потому только и остается нам, что помолясь и уповая на милость и снисхождение Божие, сказать себе: "По совести надо поступить так-то и так-то"... И, не оглядываясь ни на что и будучи готовым ответить за каждое свое слово, действие, мысль, взять, как решил, и поступить. А там уж - на все воля Господня...

И можно быть уверенным, что после такого искреннего поступка многие "неразрешимые проблемы" и "неразвязываемые узлы" разрешатся и развяжутся, как бы сами собой (хотя и, быть может, не так как предполагалось и хотелось). Развяжутся - и перестанут быть значимыми, ибо тогда уже Сам Господь и поддержит, и укрепит, и истинно потребным обеспечит.

Отсюда, с высоты принятой на себя ответственности, освященной верой, многое тогда увидится по-другому. То, что принималось за крепы мира, рассыпется в прах, а то, что всегда рассматривалось, как некий жизненный факультатив, четь ли не принятая в человеческом сообществе игра, выйдет на передний план и окажется тем единственным, что на самом деле и определяет жизнь человеческого существа. Это лишь на первый, не очень внимательный, взгляд, сформированный посредством внушенных с детства стереотипов, представляется, что все общественные условности - удостоверения, заявления, справки, судебные препирательства - играют в жизни человека сколько-нибудь значимую роль. Они - не более, чем в той или иной степени удобные формальности, придуманные для управления социальной системой и для регламентации социальных взаимодействий как между людьми друг с другом, так и человеком и структурами общества в целом. Для личности же все это безусловно внешнее, лишь сопутствующее ее самореализации и только открывающее возможность совершить те или иные поступки.

То же справедливо и в отношении души человеческой: в какой степени жива она, а в какой омертвела, определить можно по ее способности реагировать на то, что посылается ей извне, следовать голосу совести, не разменивать своих ценностей и вольною волей действовать решительно, самостоятельно, ответственно. А потому - коли столкнулся с чем-то в жизни, то если ты свободный человек, если еще не отдал самого себя в комфортно безответственное рабство - отреагируй! - поступи так, как подсказывает тебе сердце. Что-то приобретешь, что-то потеряешь, но обстоятельства с этого момента сами будут с Божией помощью выстраиваться в направлении не разрушения, а возрастания и укрепления личностной целостности и, в конечном итоге, - ко Спасению 10). Да и что сущностно важного здесь, в этом внешнем мире, мы в действительности-то можем потерять или даже приобрести?! А вот внутри себя - практически, все 11) !.. Так что на самом деле нет никаких значимых оснований для того, чтобы, оберегая покой телесной оболочки, потакать лени, трусости и маловерию и разрешать своей личности губить самою себя.

И те, кто сегодня строит по всему миру электронные зоны отчуждения, кто стремится, пронумеровав человечество, загнать его в "счастливое рабство", прекрасно во всем сказанном выше себе отчет отдают. Не за паспорт, не за номер ломаются сегодня копья, а за души человеческие. Что для человека, чья душа соприкасается с вечностью, удостоверение личности, из чего и как бы его ни сделали? Бумажка, кусок картона или пластика, пусть даже и покрытый какими-то там символами. Не идол, которому поклоняются или который ненавидят 12). Не идолом был и ладан, которым некогда принуждали воскуривать фимиам "и.о. бога" - римскому императору. И если бы дело было только в том, чтоб употребить все эти предметы по их функциональному предназначению, то не из-за чего было бы и огород городить 13). Но каждый из них властителями мира сего превращен в залог социального существования, благополучия и преуспеяния. И не удостоверение или число нам сегодня предлагают брать, а поклониться общественной системе и господину ее. Но и в этом бы не было ничего особенного - у общества всегда были свои правители, - да только нынешние открыто являются вассалами князя мира сего и врагами Всевышнего и всячески стараются дать нам это понять. В том числе и через знаки, известные нам из "Откровения" (а как же иначе: обезьяна Бога и поклонения ищет себе такого же). Именно поэтому даже сам процесс нумерации людей обставлен хозяевами "нового мирового порядка" таким образом, чтобы каждый человек совершенно сознательно и без видимого принуждения пришел за "своим номером", чтобы скрепил свое согласие с ним, уплатив за него надзирателям, чтобы число это, тождественное имени 14), сразу записывалось в виде начертания 9) и чтобы хоть и не прямо указывалось, но намекалось в искусственно спровоцированной дискуссии, дескать, есть-таки промежду штрихов "666" 15).

И требуя от нас признания упомянутых символов принадлежности к системе, на деле хотят, чтобы мы поклонились ей и по-соучаствовали в ее безбожном устроении, входя, во-первых, в оное, как составные части, во-вторых, мотивируя это вхождение возрастанием наших потребительских возможностей, а в-третьих, проходя попутно инициацию через принятие нового - системного - имени. Впрочем, об этом писалось подробно и много прежде, здесь же следует добавить только то, что через все три перечисленных действия нас целенаправленно пытаются приобщить к жизни без Бога и вовлечь во вражду против Него 16).

И поддавшимся на уговоры или запугивания со стороны устроителей "нового мирового порядка" уже нет возможности вырваться из накинутых пут без разрушения своей целостной по природе личности 17). Точно так же преступные организации вербуют себе новобранцев: вяжут им совесть, совращая грехом, предательством и стыдом. Остается одно - покаяние, о чем справедливо говорилось в приведенном в начале статьи письме, и очищение через это таинство. Но вот "беда": эта самая "сильнейшая вещь" - "молитву творить, и в церковь ходить каяться, и причащаться" - бесполезна, если за ней не последует конкретных, соответствующих покаянию поступков 18). И снова все возвращается к началу рассуждений. Да еще и новая проблема образуется: куда пойти со своим покаянием, где отпустят грехи, допустят к Чаше? И сегодня-то нас, как чуму гонят из многих храмов, настоятели которых вослед за некоторыми властительными иерархами, уверенные, что "внешнее внутреннему не повредит", не только понапринимали всевозможных номеров и кодов, но и бравируют, дескать, нам хоть чип в руку, хоть штрих-код на лоб - главное, чтобы в глубине души в Бога веровать 19). У таковых, поспешивших не медля уведомить власть о своем согласии с мечением "счастливых рабов" номерами, изображаемыми в виде начертаний 20), за прегрешение считается отнюдь принятый по немощи идентификатор, а "раскол", "ересь" и "сектантство", выразившиеся в несогласии совести ни с таковым действием, ни с официальными оправданиями оного. Тут не только к исповеди и причастию не допустят - отпевать откажутся.

Итак, что же остается после всего сказанного "в сухом остатке"? А то ведь опять сокрушаться будут читатели: наговорил-наговорил, а что конкретно делать непонятно: опять "одни общие рассуждения"...

К сожалению, без этого не обойтись, потому что житейских ситуаций бесчисленное множество (все не перебрать), а Бог сил не дает ни выстроить массовое движение, организованно решающее проблемы всех своих членов, ни даже устроить личную опеку над каждым, кто чувствует себя покинутым и слабым и не находит мужества самостоятельно принимать решения. Однако некоторые, хотя и общего характера, но вполне определенные рекомендации, дающие ориентиры того, как следовало бы в общем случае поступать, сформулировать можно.

Во-первых, следует отдать себе отчет в том, что на двух стульях не усидеть, и двум господам не услужить 21), и разделиться в самом себе никак не возможно. Ибо благополучие и безопасность телесные, комфорт в жизни мира вещного и бренного, никак не сочетаются жизнью духовной, вечной, с миром и покоем в душе, с устремленностью оной ко Спасению. Бывает, кажется, что какое-то время названные две стороны человеческого существования не конфликтуют и взаимоисключающе не противодействуют друг другу, но это лишь до той поры, пока молчит совесть, пока не требует она четкого самоопределения, что для человека более ценно, и к чему он устремляет свои целеполагания.

Во-вторых, не стоит лукавить с самим собой: на что употребил свою волю, кому служишь - тот тебе и господин 22). Так уж устроен мир, что человеческое существо принадлежит сразу двум мирам: душою вечному небу, телом бранной земле. Но свободно оно собрать себя одновременно лишь в одном из них (такова парадоксальная суть нашей свободы). И чем бы мы не оправдывали эту свою сборку, если она не совершена из любви к Богу и творениям Его, то в основе этого действия привязанности к тому, что считаем мы в подлунном мире своим - своей собственностью: от казны богатой до битой чашки, от любимого человека до ненавистного врага, от удачи до "непреодолимых обстоятельств".

В-третьих, свобода наша, на что бы мы ее ни употребили, всегда (т.е. безо всяких исключений и оговорок) реализуется через поступки, которые столь же всегда просты: если что-то принимаю в себя, с чем-то соглашаюсь, то значит присваиваю это себе, если не принимаю и не соглашаюсь - не присваиваю 23). А потому не в том дело, написал ты заявление об отказе от того, что принимать страшишься или не написал, прислали тебе уведомление, что снят номер или не прислали, сделал ты "плохой" документ или не сделал, важно другое участвуешь (т.е. имеешь ли свою "часть") в неприемлемой для христианской совести социальной структуре или не имеешь. По большому счету, даже если она не обращается к человеку по его цифровому идентификатору, то все равно, выступая в качестве ее элемента, узла и пр., он оказывает поддержку ее становлению и существованию.

В-четвертых, в силу сказанного выше, возможны три модели поведения в отношении к системам с цифровой идентификацией: 1) категорическое неучастие в них; 2) покаяние и выход из них; и/или 3) активная борьба против них.

В-пятых, естественным результатом такового неучастия и противодействия системам и структурам "нового мирового порядка" является то, что нелояльность к себе он накажет: от простого лишения "оппозиционера" стабильности, безопасности и беззаботности до "теоретически обоснованной" "согласованной редукции несогласных". Да и было бы просто нелепым ожидать от "обновленного мира" чего-то другого, вроде благодарности за подобное к нему отношение. Однако стоит ли считать ситуацию, складывающуюся в результате всего этого, для христианина новой, неожиданной или ненормальной, и стоит ли ее скорби раздувать до уровня "высокой трагедии" 24)?

В-шестых, исповедание своей веры, осуществленное христианином через активное неприятие того, что ей противоречит, не только безусловно служит ко Спасению его самого, но и - помноженное на аналогичные поступки других членов Церкви - изменяет и сам - лежащий во зле - мир (как минимум, создает предпосылки для изменения 25)). И хотя каждый, кто совершает подобный поступок, делает это не ради "спасения мира" или себя в мире, но ради жизни вечной своей души, исполняя заповеданные Господом любовь к Богу и ближнему своему, тем не менее с этого момента полотно хода событий, устремленных к возведению глобального царства "нового мирового порядка", в данной конкретной точке разрывается, создавая совершенно иначе направленный событийный ряд. Чем больше таких разрывов, тем сложнее достижима цель архитекторов "электронного рабства".

И, наконец, в-седьмых, как бы кому ни казалось, что действует он описанным выше образом, совершенно самостоятельно и независимо от других - в полном одиночестве (утверждение верное, с точки зрения личного Спасения), однако, будучи членом Церкви, т.е. целостного, укорененного во Христе, организма, каждым своим словом и делом отображается на состоянии всего тела, вызывая ответные аналогичные реакции во всех других членах 26). И, значит, нет никакого одиночества, а лишь одно общее синэргичное служение Господу, которое, если на то будет воля Божия, способно замедлить развитие эсхатологических процессов, воплотившись, в частности, и в широкое общественное движение, и в политические силы, препятствующие антихристианской глобализации.

Итак, тесто начинается с закваски 27), а великий подвиг складывается из малых подвижек. И чтобы случилось великое брожение, надо, как минимум, чтобы каждый на своем месте действовал осознанно и не разменивал ни веры своей, ни Богом данной свободы. А бояться и унывать нечего: тем более, что на самом-то деле для всякого христианина мир со всеми его благами, покоем и безопасностью заключен (или должен быть заключен) во Христе, а то, что в этой статье так долго рассматривалось под этим понятием - Господом уже ПОБЕЖДЕНО 28).

А Вы говорите - плетью обуха не перешибешь: это ведь смотря что понимать под плетью и под обухом...

_____________________________

1) Специально для любителей начетнически критиковать я все же приведу ссылки на Священное Писание, но, чтобы не мешать изложению, сделаю это с помощью сносок.

2) Апостол Иаков совершенно недвусмысленно говорит об этом: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак.4:4). Впрочем, о том же свидетельствуют и слова самого Господа "... и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10:38), "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6:21), "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6:24) и "... трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф.19:23).

3) Дж. Оруэлл. "1984"

4) В Новом Завете раскрытию непримиримости объединения христианином внутри себя "гражданства в двух царствах - земном и Небесном" посвящено немало мест, начиная апостольских обращений "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал.5:13) и "... живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим.8:8), до слов Спасителя: "... что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?" (Лк. 9:25). Сюда же можно отнести и заповедь собирать богатства на небесах, а не на земле (Мф. 6:19-20), притчу о богатее, собравшем большой урожай (Лк.12:16-21), а также цитаты приведенные в ссылке 2. Однако обычно все это трактуется с точки зрения христианских морали и нравственности, как учение о нестяжательстве земных благ теми, кто стремится ко Спасению и следует Христу, и почти никогда не рассматривается, как определяющее условие мировоззренческого выбора. Быть может, прежде, когда общинная жизнь христиан была прочнее и лучше организована, таковой подход был вполне достаточен, но в нашу эпоху - эпоху апостасии и разрушения межчеловеческих связей, эпоху уничтожения традиций и ответственности вождей перед идущими за ними, эпоху конвенциональной морали и тотального потребительства - первая из заповедей блаженств приобрела для будущности человека определяющее значение, ибо прямыми следствиями из нее оказываются такие важные аксиомы, как "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Ин.2:15), "Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал.1:10), "... кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим.6:16), "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1Кор.7:23).

5) "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15)

6) "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (Откр.3:19)

7) "... если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее" (Лк.9:23-24)

8) "Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2Кор.12:9)

9) Выступление заместителя министра экономического развития и торговли АндреяШаронова 15.01.2004 г. по поводу создания в России Системы персонального учета населения, http://sj7.ru/cgi-bin/iframe/izvinfo?43685 (со ссылкой на ИТАР-ТАСС и РИА "Новости"

10) "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак.1:12)

11) "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? " (Лк. 9:24-25)

12) "... мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого" (1Кор.8:4)

13) "Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" (1Кор.10:25-27)

14) Слова "идентификация", "идентификационный" образованы от латинского "identificatio" - что значит "отождествление"

15) Дискуссия вокруг EAN-13, искусственно навязанная христианам

16) "Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его? Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает" (1Кор.10:19-23)

17) "... всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф.12:25)

18) "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2:14, 17, 26)

19) Как быдто бы забыли апостольское: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19)

20) "Независимая газета" ("НГ-религии") от 21.01.2004: http://religion.ng.ru/politic/2004-01-21/1_inn.html

21) "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6:24)

22) "Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал.1:10), "... кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим.6:16), "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1Кор.7:23)

23) "Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Мф.5:37)

24) "... и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется" (Мф. 10:22), "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин.15:18,19); "" Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин.16:33)

25) И ради десяти праведников Бог готов был пощадить Содом (Быт.18:23-32)

26) "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы -- тело Христово, а порознь - члены" (1Кор.12:26-27); "... единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф.4:3-6)

27) "Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1Кор.5:6-7)

28) "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин.16:33)