На сайте https://www.gifton.ru/ можно онлайн заказать зонты с логотипом в Москве с доставкой.

К. Гордеев

ЦЕРКОВЬ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Время ускорилось. Мир стремительно меняет свои очертания, складываясь в структуру, которую ее идеологи назвали "новым мировым порядком". И всякому человеку, как, впрочем, и каждому иному компоненту или фрагменту прежнего социального организма, в соответствии с определяющими его суть верой, убеждениями, идеологией и в соответствии со своими функциональными способностями приходится переосмысливать свое место в преобразованном мире, переопределять характер своих с ним взаимоотношений. Это касается, в том числе, как каждого христианина в отдельности, так и всей Церкви в целом.

На первый взгляд проблемы не существует. Христиане, как и Сам Господь, "не от мира", который к ним антагонистичен (Ин. 15:19, 18:36). А суть социальной миссии Церкви - в мире, который "лежит во зле" (1Ин 5:19), - вослед Христу открывать людям путь ко Спасению: "освящать людей-грешников, а затем воссоединять их с Богом" 1), во-первых, благовествуя Царство Божие (ср. Лк. 4:43), крестя народы и научая их заповедям Господним (ср. Мф. 28:19-20), во-вторых, сообщая верующим через таинства спасительную благодать (ср. Ин. 20:21-23, Мф.16-19, Еф.2:19-22) и, в-третьих, ведя спасающихся по пути к жизни вечной, неусыпно блюдя их, в точности определяя их движение законами и правилами и направляя поощрениями и наказаниями (ср. Ин. 20:21-23, 21:15-17, Мф.16:19, 18:17). Соответственно, никакое социальное устройство - в том числе, и "новый мировой порядок" - реально воспрепятствовать исполнению данного служения не в состоянии (разве что, сему в той или иной степени благоприятствовать или не благоприятствовать).

Более того, само возникновение Церкви два тысячелетия тому назад происходило в эпоху тогдашнего "нового порядка" - "римского порядка", - и глобализация, как и теперь, была его содержанием. Разве что мир тогда был "чуть поуже" - лежал в пределах гегемонии Рима, - да технологии попримитивнее, чем сейчас, но все процессы интеграции стран и народов в пределах общего правового, экономического, политического пространства, объединенного военным могуществом империи и ее развитой транспортной системой, имели место быть и весьма напоминали сегодняшние. И тот факт, что в имперски объединенной тогдашней Ойкумене шли интегративные общественные процессы, вовсе не препятствовал, а способствовал апостольской проповеди по всей ее территории Благой Вести. Причем глобализационное ослабление самобытных местных верований создавало благоприятные условия для возможности обращения к "неведомому Богу" (Деян. 17:23).

Более того, если в сегодняшней глобализации видеть только средство для объединения людей в масштабах всей планеты на основе мира, добрососедства, взаимоуважения, сотрудничества и взаимопомощи, средство, основанное на том, что транспорт и новейшие средства коммуникации практически устранили расстояния, разделяющие почти любые удаленные друг от друга точки земли, и что использование достижений человеческой мысли реализуется во благо каждому человеку, а в особенности малому, слабому, униженному и оскорбленному, то и такое понимание происходящего на наших глазах для христианина было бы в принципе приемлемым. И хотя с точки зрения христианского универсализма единственно успешный путь воссоединения человечества возможен лишь через практическую реализацию новозаветного "совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3:9-11), однако создаваемый описываемым выше образом миропорядок не препятствовал бы заповеданным Господом творению добра и приумножению любви (ср. Мф. 25:34-40, Гал. 6:2,9-10, Ин. 13:34, Мф.22:37-40, 1Кор. 13:1-8).

Однако в современной реальности все происходит совершенно по другому, и глобализационный процесс наполнен принципиально иными смыслами, чем описанные выше. Причем это касается всех без исключения магистральных направлений его развития, которые могут быть охарактеризованы следующим образом:

- Глобализация власти - это создание всеземной империи, все могущество которой сосредоточено в руках кучки избранных - "гегемона" - и направлено на служение интересам транснациональных корпораций (ТНК) и глобальных финансовых групп (ГФГ).

- Глобализация политическая - это разрушение функционерами "гегемона" института национальной государственности и передача его полномочий наднациональным политическим и экономическим структурам. Это также и физическое уничтожение суверенного самоуправления самобытных народов (где уговорами и обманом, где подрывом экономической и политической структуры общества, а где запугиванием и военной интервенцией).

- Глобализация экономическая - это превращение единого мира в единый рынок, на котором безраздельно хозяйничают ТНК и ГФГ, монополизировавшие и поделившие между собой различные его сферы.

- Глобализация культурно-идеологическая - это торжество и фактически превращение в культ идеологии мондиализма (неолиберализма), основанной на потребительстве, разрушении моральных устоев (конвенциональной морали), толерантности (как прикрытия для диктатуры меньшинств), проповеди бездуховности, бездомности, безответственности. Это также предельная унификация и упрощение культурных представлений человечества (естественно, с полным отрицанием какой-либо этнической и национальной самобытности). В конечном итоге, это формирование культуры возведенного в ранг добродетели порока.

- Глобализация религиозная - это окончательная и бесповоротная секуляризация общественных отношений; это отказ конфессиям в претензии на абсолютность и универсальность проповедуемых ими вероучений; это утверждение нецелостности и неполноты (фрагментарности) открытой Церкви и исповедываемой Ею Истины; это принудительное обмирщение и превращение религиозных организаций в банальные рыночные структуры, решающие исключительно утилитарные задачи; это, наконец, синтез псевдо-духовного суррогата - глобальной религии, оформленной в Единую Всемирную Церковь.

- Глобализация демографическая - это перемешивание и взаимоассимилияция народов вплоть до образования единого "глобального этноса". Это расслоение общества на перспективно-полезную, непрерывно и безудержно богатеющую часть и бесперспективную, разоряющуюся и обнищавшую, обреченную на геноцид и гомицид. Это практическая реализация принципа - "Мир дворцам, война хижинам... И горе побежденным!".

- Глобализация информационная - это перестройка общества в "Сеть", в которой межчеловеческие связи трансформированы в телекоммуникации, люди предельно разобщены и превращены по сути в безликие "сетевые узлы", а управление социумом автоматизировано и передано электронной, контролирующей все социальные процессы системе. Это инвентаризация всего и вся с присвоением идентификационных номеров, тождественных системным именам. Это глобальные банки данных и множественные электронные контрольно-пропускные пункты, сепарирующие проходящих через себя по соответствию системным требованиям. Это возведенный в абсолют принцип "согласованной редукции несогласующихся элементов", т.е. существование в обмен на полное соответствие системе.

Причем все перечисленное сегодня настолько очевидно и никак не совместимо с христианским мировосприятием, что собор церквей протестантов-кальвинистов (тех самых, чье понимание веры некогда легло в основу либеральной идеологии) зафиксировал, как вызов времени - современная глобализация есть умножающаяся несправедливость и возрастающий хаос, - и призвал все общественные организации христиан, включая и Всемирный Совет Церквей, к консолидации усилий в противостоянии подступившему злу 2).

Однако данное определение, несмотря на свою категоричность, основано почти исключительно на оценке разрушительного воздействия общества воинствующего неолиберализма на человека и окружающую среду и не касается собственно взаимоотношений Церкви и "нового мирового порядка", предполагая, что они существуют как бы в разных плоскостях - автономно друг от друга. Между тем, это, как видно из описания глобализаций культурно-идеологической и религиозной, далеко не так.

Во-первых, в отличие от первохристианских времен, когда экспансия Рима касалась в основном областей военной, политической, экономической и лишь отчасти культурной, практически не затрагивая способа мышления, мировосприятия, духовности, верований отдельных людей и целых народов, в наши дни перечисленное только что безусловно является, образно говоря, "направлением главного удара". Сегодня воочию можно наблюдать, что "новым мировым порядком" предпринимаются вполне целенаправленные шаги к тому, чтобы интегрировать Церковь внутрь себя и ассоциировать со своими делами: экономически - повязать необходимостью участия в рыночно-сетевой социальной структуре, политически - совокупно с другими религиозными конфессиями превратить в один из институтов властного управления социумом посредством манипулирования сознанием последнего. Это - с учетом того, что "религиозно-нейтральное", а по сути мондиалистское, государство уже возвело в ранг императива требование признать частичность, относительность и условность всякого вероисповедания (в том числе и Евангельской Истины) - фактически разрушает действенность проповеди Христа, превращает ее в свою противоположность и обращает в конечном итоге на утверждение в существующем секулярном (т.е. по сути антихристианском) обществе ценностей неолиберализма.

И потому весьма актуальной задачей сегодня является явственное размежевание с глобалистами в сфере религии и идеологии, прекращение участия в их программах по модернизации культуры и создании глобальной религии, оформленной в Единую Всемирную Церковь. Ибо - даже если отвлечься от ассоциаций описываемого с тем, что говорится в Откровении - Священное Писание совершенно недвусмысленно назидает о невозможности для христиан мировоззренческого компромисса: "Не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской... Станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины... Извергните развращенного из среды вас" (1Кор. 10:21, 5:8,13).

Во-вторых, сам факт "социального партнерства" со структурами управления неолиберально глобализующегося социума является по сути молчаливым соучастием деятельности правителей "нового мирового порядке", ибо вовлекает Церковь в круг ответственности за совершаемые теми беззакония, превращая Ее в их свидетеля и оправдателя (ср. 1Кор.6:14-18, Еф.5:11).

Сказанное не означает необходимость немедленного отказа от диалога с власть предержащими или прекращения участия в социальных программах милосердия и воспитания в людях нравственного начала (т.е. того, детально перечислено в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви"), но требует непрекращающегося, принципиального и категорического свидетельства (ср. Деян. 4:18-20, Мф. 10:18-20) о том, что умножающиеся содомские пороки современного общества, возрастающие обиды малых и немощных (кого и обижать-то по Евангелию - себе на горе, Мф. 18:6-7, Лк. 17:1-2), разрушающийся Божий мир (исчезающие народы, гибнущая среда человеческого обитания) - суть не какие-то частные или персональные "отклонения от нормы", а следствие воплощения неолиберальной глобализации - системного сознательного отступления человечества от Христа и попрания заповеданных Им норм нравственности.

В-третьих, стремление навязать Церкви участие в рыночно-сетевой экономике на правах одной из ее структурных единиц, торгующей "ритуальными услугами" и "духовными сувенирами", является неприкрытой идеологической диверсией, направленной на дискредитацию церковной организации посредством демонстративного выхолащивания проповедываемых ею духовных ценностей: принуждение к тому, что в Священном Писании было дважды осуждено Спасителем - к превращению Дома Божия в дом торговли и "вертеп разбойников" (Ин. 2:15-16, Мф. 21:12-13). Соответственно, данное "недоразумение" представляет собой отдельную тему твердой и бескомпромиссной дискуссии со светскими властями о содержании и о возможных в современный период формах осуществления христианского служения - убегающего похоти обогащения, основанного на благочестии и довольстве наличествующим, преуспевающего в правде, вере, любви и кротости, восполняющего скудость святых и производящего во многих благодарение Богу (ср. 1Тим. 6:6-11, Флп. 4:12-13, 2Кор. 9:12).

И, наконец, в-четвертых, взятый мироправителями века сего курс на построение глобальной, сверхтоталитарной, электронно-контролируемой социальной структуры является для Церкви неприемлемым как в целом, так и с точки зрения каждого отдельного ее члена. Причем не потому, что лишения и скорби нарушают спокойствие христианской жизни - нет ничего, что было б не преодолимо силой Христовой (Рим. 8:35-37), - но вследствие попрания важнейших основ существования человеческой личности, принуждаемой в "обновленном" мире:

- к деперсонификации с фактической заменой христианского имени на системный номер;

- к подавлению дарованной Богом самобытности через ограничение возможности проявления свободной воли посредством повсеместного отслеживания и запрещения системно недетеминированных поступков;

- к унифицированной примитивизации жизни, в которой духовные, нравственные и моральные ценности заменены скупым набором системных инструкций, интеллектуальные и прочие способности жестко ограничены исполняемыми в социальной структуре функциями, потребности сведены к животному потребительству, а межчеловеческие отношения почти целиком посредуются электронной системой;

- к необходимости с определенной периодичностью и перед совершением каждого социально значимого действия свидетельствовать о своей лояльности к управляющей системе и господствующей в ней идеологии, признавая власть ее непрерывно корректируемых требований над собой, своей жизнью и убеждениями.

Исполнение всего перечисленного здесь фактически сводится к практически запрещенной социальной системой возможности "исповедания Христа перед людьми" как каждому человеку в отдельности, так и всей Церкви в целом (со всеми вытекающими из этого последствиями - ср. Мф. 10:32-33, 38-39). Более того, приведенное описание, хотя, быть может, и не является, но весьма недвусмысленно напоминает зловещее описание грядущего антихристова царства (Откр. 13:11-17).

Подытоживая сказанное, можно констатировать, что существующая историческая тенденция развития общества в направлении неолиберальной глобализации не только несет гибель и страдания для Божьего мира и большей части человечества, что само по себе являет необходимость Церкви возвысить свой голос в их защиту, ибо Господь учил милосердию (Лк. 6:36), благовествовал нищим, исцелял сокрушенных сердцем, проповедывал пленным освобождение, слепым прозрение, отпускал измученных на свободу (Лк. 4:18), но также откровенно враждебна и Ей самой - враждебна Христу. Очевидно, что впереди исповедание веры, включающее, как вразумление чисто политическими методами чиновников администрации нового мирового порядка, так и прямое публичное, не взирая на обстоятельство свидетельствование Истины.

В "Основах социальной концепции РПЦ", действующем руководящем документе Церкви, данный вывод формулируется следующим образом:

"Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах...

Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни...

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении.

Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению..."

Да будет так...

___________________

1) Из "Православно-догматичесого богословия" докт. богосл. Макария, Епископа Винницкого, ректора Санкт-Петербургской духовной академии", репр., СПб.: тип. Григория Трусова, 1857, Т.2)

2) "Союз за экономическую и экологическую справедливость (Covenanting for Justice in the Economy and the Earth)", Всемирный Союз Реформированных Церквей, 24-й Всеобщий Собор, Аккра, Гана, 30 июля - 13 августа 2004 г.