К ПОЛОЖЕНИЮ В СВЯТО-ИОАННОВСКОМ МОНАСТЫРЕ

По-прежнему сохраняются напряженные отношения в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре в Санкт-Петербурге. Поскольку сестрам запрещено рассказывать о ситуации в обители, и всякие отношения с посторонними могут послужить поводом к их обвинению, информация собиралась путем расспросов прихожан монастыря. Вот примерная хронология событий. В конце декабря многие насельницы обители стали обращаться к игуменье Серафиме за советом - не следует ли заявить в налоговую инспекцию отказ от присвоения индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), опасаясь, что после 1 января они могут быть присвоены им принудительно. Игуменья вначале отвечала, что в этой проблеме не разбирается. В конце концов, после неоднократных разговоров на эту тему, в присутствии 11 сестер она сказала буквально следующее: "Если знаете, куда писать, пишите". Сестры, естественно, восприняли это как благословение (или, по крайней мере, согласие) настоятельницы. После этого около половины всех насельниц обители - 40 сестер (26 из монастыря и 14 - с подворья в Вартемяках) отправили по почте в налоговую инспекцию заявления сотказом от присвоения ИНН. Однако, узнав об этом, игуменья стала публично обвинять их в"бунте",в том, что действуют "раньше времени", угрожать, что обо всем сообщит Патриарху. После ее переговоров по телефону и факсу с кем-то в Патриархии сестрам было объявлено, что последуют самые суровые наказания - изгнание из обители, выговоры, отбирание монашеских облачений, запрещение причащаться на полгода и др. Всех сестер, отправивших отказные письма, заставили написать объяснительные на имя Патриарха по образцу, заготовленному игуменьей. Сестры многократно пытались восстановить отношения с м. Серафимой, устно и письменно просили у нее прощения, старались оправдаться также иперед Патриархом (послать на его имя собственное коллективное объяснение ситуации) - но все это вызывало только нарастание напряженности. Игуменья сказала, что для примирения необходимо, чтобы все отозвали обратно свои заявления из налоговой. Однако сестры, руководствуясь многочисленными выступлениями авторитетных старцев и официальными церковными определениями по этому вопросу, расценивают получение ИНН и использование его вместо имени, данного при крещении или монашеском постриге, как дело, противное христианской совести, и не соглашаются на это. В процессе развития конфликта в налоговую инспекцию были направлены посыльные игуменьи, пытавшиеся отозвать присланные сестрами заявления. У сестер были отобраны копии этих заявлений, а впоследствии – и паспорта. Не выдержав сложившейся тяжелой обстановки и постоянного психологического давления, две сестры (инокиня и послушница) ушли из монастыря, 4 другие согласились признать себя виновными и написали требуемые от них "отказы от отказа" (но и они не подавали никаких заявлений на присвоение ИНН); впрочем, от этого их положение не улучшилось, только образовалось разделение между самими сестрами. К примирению все это не привело. Из всех обещанных сестрам прещений сейчас применяется недопущение к Св. Причастию (по некоторым сведениям, минимум до Пасхи), хотя неизвестно, было ли даже на это получено указание непосредственно от Патриарха. Во всяком случае, настоятельница этого со всей определенностью не объявляла - просто к этим сестрам не подходят и не "записывают" на причастие. Они уже не смогли причаститься ни в один из прошедших праздников, в частности, ни на Св. прав. Иоанна Кронштадтского, ни на Рождество Христово. Вообще говоря, такая длительная и массовая епитимья может налагаться лишь за серьезные проступки и только архиереем (в ставропигиальном монастыре -Патриархом). Подобное развитие событий, несомненно, заводит в тупик и не способствует нормализации жизни обители. Насельницы монастыря вовсе не настроены против настоятельницы, ни в чем ее не осуждают и искреннестремятся к примирению с ней. Они безропотно переносят все наложенные на них ограничения, возросший объем тяжелых хозяйственных работ, никому не жалуются и не возмущаются.

Следует также отметить, что вопрос об отношении к ИНН не является ни догматическим, ни каноническим, а относится к сфере гражданского волеизъявления и, как было сказано самим Святейшим Патриархом Алексием, есть личное дело, дело совести каждого христианина. То, что действия сестер - далеко не прихоть и не самоволие, свидетельствуется еще и тем, что буквально в те же самые дни во всей Православной Церкви поднялась широчайшая волна решительного протеста против поголовной кодификации населения: в Санкт-Петербурге и Москве действует Общественное Движение "За право жить без ИНН", собравшее 6 тыс. подписей; целая епархия - Владимиро-Суздальская – предприняла беспрецедентное Обращение к руководству страны и Церкви от имени 226 священнослужителей и монашествующих и 2866 мирян; уже несколько архиереев высказались против внедрения ИНН, унижающего духовную и гражданскую свободу личности. На этом фоне "гонения" на насельниц Иоанновского монастыря выглядят по меньшей мере недоразумением или уж очень чрезмерной "осторожностью".

Общественное Движение "За право жить без ИНН" anti-inn@mail.ru