ВРЕМЯ ЛИЧНОГО ВЫБОРА
(правовой комментарий к совместному письму МНС РФ № ФС-8-10/1199 и Сбербанка № 04-5198)

“Все перипетии мировой борьбы существенно
зависят от действия свободной человеческой воли”
Л.Тихомиров “Мировая борьба добра и зла”

В связи с вступлением в действие 10 января 2002 года письма МНС РФ №ФС-8-10/1199 и Сбербанка России № 04-5198 ( далее – Совместное письмо ) практически каждый православный христианин окажется перед необходимостью окончательного совершения личного выбора в вопросе принятия или непринятия – а точнее, использования или отказа от использования – идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), который, согласно действующим подзаконным актам МНС РФ, дамокловым мечом повешен над головой каждого жителя России, начиная с момента его рождения (пункты 3.1, 3.5 приказа МНС РФ №АП-3-12/412 от 24 декабря 1999 года).

Для того, чтобы возникшая ситуация и необходимость совершения поступка не породили в людях, отказавшихся от цифрового идентификатора, ощущения безысходности, мы не только прокомментируем упомянутое выше Совместное письмо вместе с причинами его появления, но и представим читателю обзор конкретных путей решения создавшейся проблемы.

В январе 2001 года Министерство по налогам и сборам Российской Федерации заверило руководство Русской Православной Церкви в своих намерениях прекратить процесс насильственного присвоения цифрового идентификатора, заменяющего имя и содержащего антихристианскую символику, гражданам Российской Федерации. Однако, уже в сентябре 2001 года МНС РФ подписывает с руководством Сбербанка РФ Совместное письмо , в соответствии с которым платежные документы на оплату налогов, сборов, штрафов и пеней в бюджет не будут приниматься структурными подразделениями Сбербанка без обязательного указания плательщиком – физическим лицом – не только ИНН, но и номера лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе ( пункты 14, 15 Прилолжения № 3 к Совместному письму ). Здесь следует напомнить о том, что, если ИНН представлен в НК РФ в качестве средства учета оплаченных налогов и сборов в соответствии с пунктом 7 статьи 84, то такие понятия, как номер лицевого счета или лицевой счет налогоплательщика – физического лица в НК РФ вообще не предусматриваются.

Фоном к происходящему является явная тенденция к расширению применения правил Совместного письма ко всем виды платежей. Так в Нижнем Новгороде, Благовещенске уже появились необоснованные заявления территориальных налоговых органов о том, что с 10 января 2002 года граждане, отказывающиеся от ИНН, не смогут осуществлять никакие платежи через подразделения банков. И это при том, что с юридической точки зрения и по сей день “номер лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе” является номером документа, применяемого для внутреннего использования налоговыми органами , и использованию гражданами России не подлежит.

Почему же директива, содержащая правило об обязательном заполнении реквизита “номер лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе” появилась, казалось бы, преждевременно, именно сейчас, когда законодательная база , обязывающая каждого гражданина РФ использовать номер лицевого счета налогоплательщика, существует исключительно в виде законопроекта, подготовленного МНС РФ и внесенного депутатом ГД РФ Глазьевым?

По нашему мнению, это случилось в назидание нам, чтобы мы до глубины смогли оценить смысл и цели законодательной инициативы МНС РФ о введении “идентификационного налогового номера лицевого счета налогоплательщика” (Статья 1 проекта Федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 80, 84, и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, внесен депутатом ГД ФС РФ Глазьевым С.Ю., подготовлен МНС РФ). Вне всякого сомнения Совместное письмо представляет собой яркую и более чем своевременно появившуюся иллюстрацию отношения “православного” руководства МНС РФ к договоренностям со священноначалием Русской Православной Церкви и к уважению чувств верующих в связи теми последствиями, которые наступят для каждого гражданина России, когда законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, подготовленный чиновниками налогового ведомства, будет принят депутатами Государственной Думы.

Сегодня окончательно ясно, что цель и смысл законодательной инициативы МНС РФ состоят в том, чтобы не только сохранить, но и окончательно закрепить пожизненный, несменяемый, заменяющий имя человека и приравнивающий его к неодушевленной вещи, цифровой идентификатор. При этом ИНН, объект почти двухлетнего противостояния православных христиан и чиновников “расцерковленного”, т.е. антихристианского, государства, названным законопроектом дополняется и расширяется посредством требования совокупного использования номера лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе (вопреки заверениям священноначалия, доверчивого к любым безответственным обещаниям и заявлениям светской власти).

Этот вывод является результатом сравнительного анализа содержания законопроекта, условий Совместного письма, ныне действующих подзаконных актов МНС РФ об ИНН и мнения Правительства РФ о цифровом идентификаторе, как номере человека. Ибо еще 9 апреля 2001 года ответственным чиновником Правительства РФ в Заключении № 2043п-П13 беззастенчиво и цинично декларировалось то, что “ …номер налогового учета не может быть присвоен документу. Основой же целесообразности присвоения идентификационного номера налогоплательщика является его неизменность в течение всей жизни физического лица”.

В соответствии с этим указанием в “Приложении №3 к Совместному письму” четко прописано: “При уплате налога (сбора), пени, штрафа посредством платежного документа формы № ПД (налог) или формы № ПД-4 сб (налог) обязательно должны быть указаны следующие реквизиты: ... 13. ИНН плательщика (указывается идентификационный номер налогоплательщика – физического лица; всего – 12 знаков); 14. № лицевого счета плательщика в налоговом органе” (т.е. и номер человека, и номер документа – и ИНН, и номер лицевого счета).

Если раньше кто-то и мог сомневаться, то теперь, благодаря появлению такого документа, как Совместное письмо, очевидно, что “идентификационный налоговый номер” (предусмотренный в законопроекте, подготовленном МНС РФ и представленным депутатом Глазьевым С.Ю.) – это совокупность двух номеров: (1) идентификационного номера налогоплательщика, присваиваемого ныне всем гражданам России , и (2) номера лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе, открываемого сегодня каждому налогоплательщику при постановке на учет (см., например, Статью 1 проекта Федерального Закона “О внесении изменений и дополнений в статьи 11, 80, 84 и 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации”: “… идентификационный налоговый номер (ИНН) – единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации номер, присваиваемый лицевому счету…физического лица при его открытии”).

Очевидно, также, что для использования в системе автоматической идентификации “идентификационный налоговый номер” будет кодироваться также, как и ныне применяемый “идентификационный номер налогоплательщика”, который по своей структуре и признакам соответствует номеру идентификационного стандарта “EAN-13/UPC”. В этом легко убедиться, ознакомившись с Приложением “Обзор системы ЕАН/ЮПиСи” к ГОСТу Р 51201-98 “Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике “ЕАН/ЮПиСи” (введен в действие Постановлением Госстандарта России 23 сентября 1998 года №356; именно этот ГОСТ и предусматривает введение в обиход и повсеместное распространение штрих-кода со встроенной антихристианской символикой):

“Основным принципом идентификационного стандарта является то, что применяемые номера не являются значащими числами. Сам по себе номер не несет никакой информации о том объекте, который он идентифицирует. …Однако номера составлены так, что обеспечивают возможность административного контроля системы и уникальность номеров в мировом масштабе” (Пока мы можем говорить об уникальности номеров в масштабе Российской Федерации).

Таким образом, в том случае, если будет принят законопроект, подготовленный МНС РФ, цифровой идентификатор будет носить название “идентификационный налоговый номер” и будет состоять из уже присвоенного каждому ИНН и номера лицевого счета налогоплательщика, который в свою очередь будет кодироваться в соответствии с ГОСТом в качестве дополнительного символа .

Особое внимание хочется обратить на то, что появление на свет Совместного письма МНС РФ и Сбербанка России является началом реализации правила, изложенного в пункте 3.10 приказа МНС РФ “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц”. В соответствии с этим противозаконным положением любые организации и предприятия вправе требовать от граждан России указания ИНН независимо от того, являются ли граждане налогоплательщиками или нет. Данное правило противоречит Налоговому кодексу РФ, который предусматривает учет налогоплательщиков, а не всех граждан России. К сожалению, хотя это и было обжаловано в Верховном Суде РФ еще в марте , но заседание по соответствующему иску по сей день не назначено. Подобное попустительство и даже поощрение судебной властью России действий МНС РФ по принудительному присвоению ИНН делает возможной в числе последних и не только попытку наложить лапу на право граждан России под собственным именем платить налоги и сборы, но и претензию распространить свой контроль на осуществление всего круга гражданских прав, предоставленного действующим законодательством.

В заключении остановимся на правовых путях отказа от использования ИНН в условиях надвигающегося вступления в действие Совместного письма.

Так каждый гражданин России вправе обратиться к депутатам Государственной Думы с просьбой потребовать у МНС РФ приостановить действие совместного письма, как документа , нарушающего права граждан и содержащего необоснованные требования. Ведь уже ни для кого не секрет, что в случае присвоения ИНН нарушаются такие права граждан, как право на имя, право платить налоги в законно установленном порядке, право снятия с учета в налоговом органе в связи с прекращением обязанности платить налоги, право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Каждый гражданин также имеет возможность обратиться в суд с иском о признании права стоять на учете в налоговом органе без присвоения ИНН. Данное право закреплено в пункте 1 статьи 84 Налогового кодекса РФ. Иными словами, ИНН не является в соответствии с НК РФ основанием для постановки на учет и учета налогоплательщиков-физических лиц, но в соответствии с буквальным смыслом пункта 7 статьи 84 НК РФ представляет собой средство учета оплаченных налогов и сборов.

Следует также помнить, что в соответствии с пунктом 11 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе “не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов”. Требование об обязательном указании в платежном документе на оплату налогов, сборов ИНН и номера лицевого счета налогоплательщика является противозаконным, так как ни один гражданин России не может быть принужден :

- к использованию ИНН, присвоение которого нарушает его конституционные и гражданские права,

- к использованию номера лицевого счета налогоплательщика, так как эта обязанность не предусмотрена ни одним законодательным актом России.

Поэтому, даже если Совместное письмо вступит в силу, необходимо добиваться от структурных подразделений Сбербанка приема к оплате платежных документов на оплату налогов и сборов без обязательного указания ИНН и номера лицевого счета налогоплательщика всеми предоставленными законом способами: от действий в административном порядке, до обжалования в суде.

И самое важное. В настоящее время на рассмотрение депутатов Государственной Думы Российской Федерации депутатом Грешневиковым А.Н. внесен законопроект, который позволит исключить обязательность присвоения и использования ИНН гражданами Российской Федерации и религиозными организациями, а также признать недействительным по желанию гражданина уже присвоенный ИНН. Каждый вправе направить в Государственную Думу обращение к депутатам поддержать именно этот законопроект.

Пугачева А.В.
Юрист ОД “За право жить без ИНН”