Министру Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВУ

Председателю Правления
Сберегательного банка
Российской Федерации
А.И.КАЗЬМИНУ

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Геннадий Иванович!

Подписанное 10 сентября 2001 года заместителем Министра по налогам и сборам Ф.К.Садыговым и заместителем Председателя Правления Сбербанка Г.Г.Меликьяном письмо “ О новых бланках платежных документов, на перечисление налогоплательщиками – физическими лицами налогов (сборов), пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации: форма № ПД (налог) и форма № ПД- 4сб (налог)” ( далее – Письмо ) содержит целый ряд правил, противоречащих буквальному содержанию и смыслу Налогового кодекса РФ и нарушающих права граждан Российской Федерации.

В соответствии с Приложением №3 к Письму при уплате налога (сбора), пени и штрафа посредством платежного документа № ПД (налог) обязательно должны быть указаны идентификационный номер налогоплательщика и номер лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе. Более того, в случае незаполнения этих реквизитов платежного документа, он, в соответствии с содержанием Письма, не принимается и возвращается налогоплательщику для дооформления.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики налогов и плательщики сборов являются разными лицами, причем плательщики сборов не всегда являются налогоплательщиками, то есть лицами, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Поэтому у этой группы лиц нет обязанности в соответствии с НК РФ стоять на учете в налоговом органе и тем более получать ИНН, а у налогового органа, соответственно, нет оснований для открытия лицевого счета такого лица. Таким образом, нарушается право широкого круга граждан РФ на оплату разного рода сборов, и как следствие, нарушение предоставленных действующим законодательством прав, например конституционного права на судебную защиту.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации основаниями для учета физических лиц – налогоплательщиков являются персональные данные этих лиц, причем перечень этих данных является исчерпывающим. Обращаем Ваше внимание на то, что ни ИНН, ни номер лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе в этот перечень законодателем не включены. Исходя из этого, каждый гражданин России вправе стоять на учете в налоговом органе без присвоения ИНН, и, соответственно, ни у одного гражданина России нет обязанности использовать ИНН и номер лицевого счета в налоговом органе при заполнении бланков платежных документов, в особенности, предназначенных для оплаты сборов.

В настоящее время отсутствует законодательная база, обязывающая налогоплательщиков – физических лиц пользоваться номером лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе, поэтому требование об обязательном указании гражданами этого реквизита в каком бы то ни было платежном и ином документе неприемлемо.

В связи с изложенным, просим Вас содержание пунктов 13 и 14 Приложения №3 к Письму привести в соответствие с Налоговым кодексом, а именно: изъять требование обязательного указания гражданами России ИНН и номера лицевого счета налогоплательщика в налоговом органе в платежных документах по оплате налогов, сборов, штрафов.

Просим приостановить действие письма Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Сбербанка Российской Федерации от 10 сентября 2001 года вплоть до приведения его в соответствие с действующим законодательством.

О Вашем решении просим нас незамедлительно проинформировать.

 

С уважением,

депутаты Государственной Думы

А.Н.ГРЕШНЕВИКОВ
А.В.ШУЛЬГА