МЕЖДУ СТРОК О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ

Алексий II: Межрелигиозный совет России воспитывает уважение к религии

МОСКВА, 26 марта. Межрелигиозный совет России воспитывает уважение к религии. Об этом, как передает корреспондент «Росбалта», заявил патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ходе встречи с послом Боснии и Герцеговины в РФ Энвером Халиловичем, состоявшейся в понедельник в патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря.

«Межрелигиозный совет России, где мы сообща обсуждаем возникающие вопросы и принимаем решения, помогает воспитанию в духе толерантности и уважения к религии», — сказал Алексий II.

Он выразил удовлетворение тем, что в Боснии и Герцеговине также есть межрелигиозный совет, в который входят представители традиционных религий.

В свою очередь, посол БиГ в РФ Энвер Халилович подчеркнул большое значение Всемирного саммита религиозных лидеров, который состоялся в июле прошлого года в Москве. Он поблагодарил Алексия II за хорошую организацию саммита и вручил ему картину с изображением одного из храмов в Боснии и Герцеговине.

http://www.rosbalt.ru/2007/03/26/291011.html

«Россия вступает в новую эпоху» Интервью митрополита Смоленскогои Калининградского Кирилла газете «Труд» (№ 241 от 27 декабря 2006 года)

Председатель Отдела внешних церковных связей московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы обозревателя газеты «Труд» Валерия Коновалова. Интервью Владыки Кирилла опубликовано в № 241 от 27 декабря 2006 года.

– Владыко, новогодний рубеж всегда предполагает подведение итогов и анализ времени, в котором мы живем. Его, это время, оценивают по-разному: кто-то говорит о наступлении постхристианской эпохи, кто-то, наоборот, о возрождении традиционных религий, а для кого-то лучшим решением многих проблем кажутся рецепты радикалов. Каково Ваше мнение?

– Перед этой встречей мне довелось открывать научную конференцию, посвященную 1700-летию императора Константина Великого, который в 312 году легализовал христианство и с именем которого связана новая эпоха в истории Церкви. Так вот, мне кажется, что есть немало параллелей между эпохой святого равноапостольного Константина и нашим временем.

Конечно, нам сегодня невообразимо трудно войти в психологический мир верующих людей первых веков христианства. Ведь триста лет – не три года и не семьдесят лет, а триста лет подряд! – Церковь фактически находилась в подполье и в моральной оппозиции к современному ей политическому режиму. И поколения христиан формировались в сознании того, что государство – это зло, что государство – это враг. А между тем Константин Великий своим Миланским эдиктом вовсе не сделал христианство государственной религией. Он просто провозгласил принцип веротерпимости и объявил, что христианство больше не будет преследоваться государством. Но что кардинально изменило ситуацию, так это личность самого императора – он стал верующим христианином, а вместе с ним христианство приняла элита тогдашнего общества.

И начался удивительный период, который я назвал периодом "синтеза". Вспомним известные еще из "Диалектики" Гегеля и не теряющие своего значения понятия "тезиса", "антитезиса" и "синтеза". Когда существует жесткий "тезис" в виде государственного атеизма, возникает и соответствующий "антитезис" как естественная реакция на него. В условиях социально-политического взаимодействия "тезиса" и "антитезиса" всегда привлекателен радикализм. Именно поэтому крикуны, пиарщики, политики-популисты имеют наибольший спрос в периоды общественных катаклизмов – когда сталкиваются "тезис" с "антитезисом". Но эти люди становятся абсолютно не востребованы в моменты "синтеза".

Так вот, сегодня, по моему убеждению, Россия в своем историческом развитии вступает в эпоху продуктивного "синтеза". И поэтому радикализм становится все менее востребован. А востребована сейчас способность наводить мосты, искать точки соприкосновения и взаимодействия конструктивных систем, взглядов, убеждений. Так, в эпоху Константина Великого богословие и нравственное учение Церкви вошли в прямое соприкосновение с тем, что прежде далеко стояло от жизни христиан – с языческой философией и культурой, с римским правом, которые при этом не отрицались как таковые и не объявлялись вселенским злом. В итоге в Римской империи было положено начало мощному и творческому духовному синтезу, объединившему тогдашнюю философию, право и христианскую доктрину.

Думаю, что в каком-то смысле переживаемое нами время – это тоже эпоха синтеза. Ибо сегодня Русская Православная Церковь, свободно выйдя на свое служение в большой мир из той социальной резервации, в которую она насильственно была заключена на протяжении долгих десятилетий, лицом к лицу встретилась с современной нерелигиозной культурой. И перед нею встала точно та же проблема, что и во времена Константина Великого: должна ли Церковь проклясть, анафематствовать эту чуждую ее духу культуру или войти с нею в контакт и взаимодействие? Глубоко убежден, что необходимо взаимодействие, что христианская идея должна пропитать своими животворными токами эту современную нерелигиозную культуру. Если так произойдет в России, то ее ждет великое будущее.

http://www.mospat.ru/index.php?page=34508

Ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы корреспондентов ведущих радиокомпаний и информационных агентств

— Ваше Святейшество, у меня вопрос о Вашем предстоящем визите во Францию. Неоднократно высказывалось мнение, что встреча глав Русской Православной и Римско-католической Церквей может состояться только после разрешения проблем, связанных с деятельностью униатов на Украине, и на нейтральной территории. На Ваш взгляд, может ли Франция в октябре стать таким местом Вашей встречи с Римским Папой?

— Встречи с главой Римско-католической церкви не планируется. Пребывание мое во Франции будет коротким. Я предполагаю выступить на Парламентской Ассамблее Европы и принять участие в приеме, который будет давать руководство ПАСЕ. Также в программу этой поездки входят посещение Парижа и служение в соборе Нотр-Дам де Пари перед Терновым Венцом Спасителя, совершение молебна на Трехсвятительском подворье Московской Патриархии, встреча с Президентом Франции и сразу после этого — отбытие на Родину.

— Ваше Святейшество, сейчас наступило такое время, когда выпускается очень много духовной литературы, и, к сожалению, часто издаются книги, содержащие еретические учения. Существуют ли какие-нибудь планы у руководства Русской Православной Церкви по ограждению широкой читательской аудитории от ересей, то есть об учреждении чего-то вроде духовной цензуры на книги церковного содержания?

— Дело в том, что само слово цензура при его появлении вызовет шквал критики в некоторых кругах. Мы создали Издательский Совет и при нем — Издательский отдел Московской Патриархии и рекомендуем всем приходам, монастырям и частным издательствам, занимающимся выпуском духовной литературы, проходить экспертизу этого Совета, который дает разрешение на издание той или иной книги. Но мы не называем это цензурой. Однако страна наша большая, а порядка в ней мало, почему и появляются отдельные книги и брошюры, часто мало поучительные и даже соблазнительные по своему содержанию.

http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=2249

Митрополит Кирилл в эфире радиостанции «Маяк»: «Если бы Российская Православная Церковь в XIX веке занимала такую же позицию, как мы сегодня, то, быть может, ни до какой революции дело не дошло бы»

Из беседы ведущего программы «Стратегия» Максима Шевченков с Владыкой Кириллом, митрополитом Смоленскиим и Калининградскиим,   председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и заместителем Главы Всемирного Русского Народного Собора в студии радиостанции «Маяк-24»: .

Ведущий: Давайте так скажем: потому что человек грешен. Теперь другая тема. Буквально в канун начала работы Собора — и я не могу сказать, что это случилось спонтанно и само по себе — в российское информационное пространство через Интернет был совершен вброс некоего «горячего» материала. Вы, Владыко, уже, наверное, догадались, что речь пойдет о письме епископа Анадырского и Чукотского Диомида.

Текст, о котором идет речь, был подготовлен еще в январе, но только за три-четыре дня до торжественного открытия XI Всемирного Русского Народного Собора либерально ориентированные СМИ подняли невообразимую шумиху по поводу этого письма. Владыку Диомида именовали и новым Лютером, и кем только его не называли.

Я лично знаю этого человека, епископа Диомида, и близкие мои его знают как человека очень достойного, верующего, как человека, который всегда стоял на позиции бедных, даже отказывался брать деньги за совершение церковных треб.

Как Вы оцениваете ситуацию с этим текстом, который, на мой взгляд, вовсе не является чем-то экстраординарным и сенсационным. На протяжении многих лет я слежу за внутрицерковной полемикой, и мне приходилось читать гораздо более жесткие документы. Например, покойный митрополит Иоанн (Снычев) высказывался, прямо скажем, и пожестче епископа Диомида.

И все-таки, что это за история с письмом епископа Диомида и будет ли она иметь какие-то последствия для Церкви?

Митрополит Кирилл: Хотел бы сразу сказать о том, что никакого письма епископа Диомида Святейшему Патриарху или Церкви в природе не существует. В свое время, как объяснил сам Владыка Диомид, он подписал некий текст, которой должен был стать предисловием к какой-то книге. А один из очень ангажированных журналистов, не буду называть его святое имя, на своем компьютере этот текст превратил в «открытое письмо епископа Диомида». Это подлог, и за этим подлогом стоит совершенно конкретная группа людей, которые имеют своей целью раскол Русской Православной Церкви. И Владыка Диомид этим людям не попутчик.

У Владыки епископа есть свои убеждения в отношении межрелигиозного диалога, какие-то другие свои взгляды. Так ведь не у него одного. И дискуссия по всем этим темам у нас не закрыта. На каждом Соборе она ведется гласно, особенно в контексте объединения Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Эти вопросы всесторонне и тщательно обсуждались до сих пор, и никто никому не закрывал рот. Давайте и дальше обсуждать: нужно или не нужно православным общаться с представителями других религий, это хорошо или плохо для России, — если мы будем чураться мусульман и представителей других религий…

Но в данном случае личная позиция была использована для того, чтобы представить ее как начало некоего движения за разделение Церкви. Ведь тут же были какие-то подписные листы организованы, раздались призывы пикетировать Патриархию…

Ведущий: Самым поразительным, Владыко, было наблюдать такое небывалое духовное единство крайне «правых» и крайне «левых» противников Русской Церкви…

Митрополит Кирилл: Все эти круги дружно подхватили тему: наконец-то им нашлось, за что зацепиться. Но дело в том, что в данном случае точку поставил Всемирный Русский Народный Собор. Его резолюция «О единстве Церкви» — единственная, которая была принята Собором без единого голоса против и без единого воздержавшегося. Это резолюция, осуждающая любые попытки расколоть единство Русского Православия.

Ведущий: Приходилось ли Вам лично общаться с епископом Диомидом?

Митрополит Кирилл: Я его очень хорошо знаю, даже бывал у него на Чукотке. Это добрый человек, хороший пастырь, подвижник, который поднимает Православие на Чукотке. Молились мы с ним вместе, и на душе было хорошо. И поэтому я представить себе не могу, чтобы такой человек, как Владыка Диомид, поднял руку на единство Русской Церкви.

http://www.mospat.ru/index.php?page=35601