Епископ Анадырский и Чукотский Диомид:
«Вопросы подняты для того, чтобы быть решенными...»

Эксклюзивное интервью с Владыкой Диомидом специально для всеукраинского православного издания «Спасите наши души!» и газеты «Мир». Полный вариант. (В первом еженедельном июльском номере газеты "Мир" был опубликован существенно сокращенный вариант этого интервью.)

 

Небольшое предисловие:

С Владыкой Диомидом я познакомилась в г. Магадане более 15 лет назад, когда о. Диомид (будущий епископ) был еще иеромонахом. Я работала тогда в областной газете «Магаданская правда», а до этого – 7 лет жила на Чукотке. Была далека от Церкви, читала Рерихов и Блаватскую и полагала, что нашла то, что искала. А потом, после посещения выставки картин Рериха, которые привезли в Магадан, я зашла в храм, обратившись к о. Диомиду с мучившими меня вопросами и о Рерихе, и о том, где искать Истину. И молодой батюшка вынес мне почитать книгу Серафима Роуза «Православие и религия будущего», и она настолько исчерпывающе ответила на все мои терзания и расставила все в голове и сердце по местам, что с той встречи и того благословения и началось мое постепенное воцерковление...

-Дорогой Владыко, Вы родом с Украины, с Луганской области, до получения духовного образования закончили Харьковский институт радиоэлектроники. Расскажите, если можно, как получилось, что Вы приняли решение поступать в Московскую Духовную Семинарию? У Вас в семье или в роду были глубоко верующие люди или церковнослужители? -В моем роду, насколько я знаю, церковнослужителей не было, но были глубоко верующие люди. Это мои бабушки, которые жили в Сумской области и там же регулярно посещали храм, приобщая к церковной жизни и нас, малых детей. Вера всегда была в моем сердце. Когда я учился в Харьковском институте, то посещал Благовещенский собор, где служил мудрый батюшка, помогавший мне разрешать духовные вопросы. Там же, в Харькове, я познакомился с Алексеем Хилько (ныне епископ Ипполит), который пел в то время в архиерейском хоре Благовещенского собора и учился в политехническом институте.

-Когда Вы в последний раз были на Украине, в родных местах? Где побывали? Настоятель храма свт. Николая на Берсеневке в Москве, игумен Кирилл Сахаров, известный своей мужественной позицией в борьбе с ИНН и глобализмом, в одном из недавних интервью сказал, что ежегодно бывает на Вашей родине, в Стаханове, так как он тоже родом с Донбасса, с Луганской области, и в прошлом году, во время очередной поездки, познакомился с Вашим отцом, который пономарит в больничном храме св .вмч. Пантелеимона....

-На Украине был около года назад – ездил навестить своих тяжело больных родителей, чтобы их духовно поддержать и утешить. Вообще же на «материке» бываю редко и недолго.

-Владыко, в этом году 3 июля исполнится ровно 20 лет, как Вы были пострижены в монашество...Где это произошло?

-В монашество я был пострижен в Свято-Троицкой Лавре в юбилейном году, когда отмечалось 650-летие со дня основания Лавры - архимандритом Алексием, ныне – архиепископ Тульский и Белевский.

-Ваша хиротония во епископы состоялась за несколько дней до прославления Сонма Новомучеников и Исповедников Российских и святой Царской Семьи?

-Часто бывает, что, читая книги о великих людях и изучая их жизнь, проникаешься их духом и они становятся тебе понятными и близкими. Узнав о судьбе Царской Семьи, я стал ее почитать еще до канонизации. Государь и все члены Царской Семьи, с ним пострадавшие, стали искупительной жертвой за русский народ. Так понимал свою грядущую судьбу и предстоящий подвиг и сам Император, когда говорил П.А Столыпину: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!»

-С чего началось Ваше знакомство с Дальним Востоком?

-Мое знакомство с Дальним Востоком началось с Магадана. В 1991 году нас, четырех монахов, по благословению Святейшего Патриарха Алексия П, послали с миссионерским служением во вновь созданную Магаданскую епархию. В советское время партийное руководство с гордостью докладывало правительству, что область эта является полностью атеистической. В 1992 году мы побывали на острове Врангеля, который называли родильным домом белых медведей. Там нами была организована православная община (впоследствии закрытая из-за реорганизации поселка в заповедник). Были поездки по Магаданской области и по Чукотке: Анадырь, Провидения, Мыс Шмидта, Полярный.

-Решением Священного Синода епархия на Чукотке была создана незадолго до Вашей хиротонии, в июле 2000 года. Вам, Владыко, было всего 39 лет... Существовали ли к тому времени уже на Чукотке православные общины?

-С 1991 по 1992 годы я находился на Чукотке. В то время православные общины только начинали создаваться. Первая община появилась в пос. Провидения, затем – в г. Анадыре, в поселках: Мыс Шмидта, Полярный, Ленинградский и Беринговский, в г. Билибино.

-Где был построен первый храм?

-В остроге Анадырь, который был расположен близ села Марково.

-Если можно, в двух словах, расскажите, пожалуйста, для наших читателей об истории Православия на Чукотке. Наверное, она началась не в наши дни, а с казака Семена Дежнева?...

-Православная Церковь всегда была верной помощницей русского самодержавия в деле обращения народов в подданство России. Уже в 1644 году была построена Спасская часовня в Нижнеколымском остроге. Таким образом, 1644 год можно с уверенностью назвать началом обращения коренных народностей Чукотки в Веру Христову. В 1649 году, в верхнем течении реки Анадырь, Семен Дежнев основал зимовье, на месте которого, в 1652 году был построен Анадырский острог — первый русский форпост на Крайнем Севере России.

Начало XVIII века внесло в историю Православия на Чукотке новую знаменательную дату: в Анадырском остроге в 1743 году была возведена самая первая на Северо-востоке страны церковь, куда через год был послан первый миссионер Чукотки — иеромонах Флавиан, и лишь через 14 лет, в 1757 году, в Анадырский острог приехал священник Прокопий Трифонов.

В 1862 году произошло знаковое событие в жизни Чукотки. В этом году, 15 мая, в селе Марково была освящена церковь, построенная полностью из тополевого леса, а настоятелем новопостроенного храма Святителя Николая Чудотворца стал священник, отец Митрофан Шипицин.

Через десять лет, в 1879 году, была учреждена Чукотская духовная миссия с подчинением Якутской епрахии, в составе трех станов: Сенкельского, Чаунского и Эломбальского, где в деле служения Богу и обращения язычников в Православие трудились трое монахов-миссионеров. На протяжении второй половины XIX века и начале XX века на Чукотке действовало несколько миссионерских пунктов, а за период освоения и христианизации Чукотки на ее территории было построено 9 православных храмов и часовен...

9 июля 1888 года в селе Марково была организована резиденция Анадырского окружного управления, которую возглавил врач Л. Ф. Гриневицкий — первый начальник округи. Год спустя он основал на берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск (ныне г. Анадырь).

Гуманная деятельность первого «начальника Чукотки» оставила в народе лишь добрую память. В 1909 году в составе Анадырской округи были созданы Анадырский и Чукотский уезды. Центром Чукотского уезда до 1912 года была бухта Провидения, а с 1912 года — поселок Уэлен...

-Я читала, что сохранились даже первые переводы некоторых молитв на чукотский язык, сделанные еще в позапрошлом веке, а также Евангелие в посеребренном окладе, принадлежавшее в 18-ом веке верующим села Марково?

-В нашем Музейном Центре «Наследие Чукотки» в Анадыре бережно хранятся эти, по-своему, уникальные находки. В те далекие времена чукчи крестились редко и неохотно (сказывались языческие традиции предков). Сейчас сами коренные жители Чукотки становятся миссионерами православной веры: недавно вышло в свет Евангелие на чукотском языке, переведенное с помощью коренной жительницы Кергинто Аллы Петровны.

-Дорогой Владыко, я 7 лет проработала на Чукотке и родные мне места - это Лаврентия, Лорино, Уэлен, Нешкан, мыс Шмидта. Поэтому не могу не спросить - есть ли православные общины в этих поселках, кто их окормляет? Что удалось сделать за почти семь лет, сколько приходов сейчас на Чукотке, сколько храмов построено?

-На Чукотке сейчас насчитывается 17 православных общин, но не все они имеют храмовые помещения. Настоящих храмовых зданий на Чукотке всего четыре: собор, два храма и храм - часовня, построенные уже после основания епархии. Один храм, в пос. Эгвекинот, еще строится. Остальные 9 храмов реконструированы из старых, как правило, списанных административных зданий. Четыре общины, не имея храмов, собираются на квартирах.

Мыс Шмидта я сам окормляю из-за отсутствия там священника. В с. Лаврентия служит батюшка, который посещает и общины названных вами сел. У нас серьезная проблема с кадрами священнослужителей и некоторым священникам приходится духовно окормлять несколько приходов.

-Анадырский Собор Святой Живоначальной Троицы называют самым восточным в России и самым крупным деревянным храмом в мире. Это действительно так? Установлены ли на Чукотке поклонные кресты и где установлен памятник святителю Николаю?

-Анадырский собор Святой Живоначальной Троицы – это форпост русского Православия. Он действительно является самым крупным храмом деревянного зодчества в мире. Об этом нам сообщил митрополит Кирилл (Гундяев), побывавший на открытии собора в 2005 году.

На чукотской земле нами установлено несколько поклонных крестов: в столице округа Анадыре, в городах Билибино и Певеке и на одном из островов Ратманова (острове Диомида). Чугунный памятник святителю Николаю высотой 10 метров находится в Анадыре рядом с собором и воздвигнут в 2003 году на высоком обрывистом берегу лимана. Святитель обращен ликом к востоку и воздетыми кверху руками незримо благословляет гостей и жителей столицы Чукотки.

-Велико ли засилье сект и инославных проповедников на вверенной Вам территории?

-Сектантов в нашем округе в последнее время появилось много. Это, в основном, неопятидесятники и баптисты. Вред они наносят немалый.

Само участие людей в сектах приводит их к духовному тупику: часто из-за этого люди сводят счеты с жизнью. Как правило, зарубежные проповедники сект выполняют заказ своего правительства и ведут экономический и политический шпионаж. Конечная их цель – отторжение наших территорий в сторону запредельных государств.

-Не понаслышке знаю о многих серьезнейших проблемах, существующих на Чукотке - высокие показатели хронического алкоголизма (в том числе женского, детского), рост самоубийств... Сама не раз сталкивалась с проявлениями языческих верований у местного населения, с шаманством, видела праздники, история которых своими корнями уходит в языческое прошлое - праздник Кита, праздник молодого оленя, проводы зимы и т.д. Как в таких условиях удается нести Слово Истины? По-моему, это настоящее подвижничество всех тех, кто служит и миссионерствует сегодня на Чукотке...

-Проблема алкоголизма и наркомании у нас очень серьезная. Спивается молодежь, среди пожилых людей много хронических алкоголиков. Причин тому много, но одна из главных – отсутствие работы и уверенности в завтрашнем дне.

Традиционные ремесла коренных народностей Севера пришли в упадок, закрываются села; люди вынуждены перебираться поближе к столице Чукотки, но и там их никто не ждет. Рабочие места заняты приезжими наемными рабочими из Турции, Америки, Югославии, Украины, Белоруссии, Сибири и других мест.

Шаманов, как таковых, на Чукотке уже нет, но языческие верования предков сильны: идут на охоту – кормят духа охоты, собираются на рыбалку - задабривают духа рыбалки и т.д. Вся бытовая жизнь местного населения проникнута язычеством, хотя многие принимают крещение... Недавно в пос. Сиреники произошел интересный случай: игумен Илия покрестил коренной национальности человека, который имел поврежденную руку. После крещения пальцы руки обрели способность двигаться и человек почувствовал себя здоровым. Зовут этого человека Рахтин Владимир Иванович. Вот как об этом рассказывает он сам: «В декабре 2004 года я получил травму правого плеча. И с тех пор рука плохо работала, а пальцы руки вообще не сгибались. Меня лечили в больнице. Я состоял на учете у врача невропатолога. Она собиралась собрать документы, чтобы поставить меня на инвалидность. 19 марта 2007 года я получил православное крещение. Когда о. Илия крестил в воде меня, пальцы руки стали сжиматься и разжиматься. Я сначала не поверил и растерялся от неожиданности. И мне стало так хорошо и радостно. Я показал всем, что сотворил со мной Господь. И я благодарю Господа за мое исцеление и прощение грехов».

-Владыко, если можно, расскажите, пожалуйста, о каком-то наиболее запомнившемся Вам духовном событии последних лет на Чукотке...

-У нас на Чукотке почти ежедневно происходят важные духовные события. Это – Божественная Литургия, которую мы на Севере совершаем первыми. Мы первыми возносим свои молитвы к Богу, прося мира, благоденствия и процветания Руси. Осознание важности православного служения на этой далекой земле придает силы, вселяет чувство особой ответственности за все, что мы здесь делаем, и Господь не оставляет нас. Запомнился такой случай: мы совершали Литургию в пос. Угольные Копи зимой в неотапливаемом храме. На улице - мороз под тридцать градусов, в храме – чуть меньше. В алтаре я влил для Причастия в потир вино и горячую воду, остатки теплоты в ковшике поставил на жертвенник, а сам пошел проводить исповедь. Исповедь была недолгой, но, возвратившись, я увидел в ковшике лед. В потире же Тело и Кровь Христовы остались незамерзшими.

-В прессе писали о том, что в Чукотской епархии планируется строительство первого монастыря. Где он будет расположен?

-Женский монастырь медленно, но строится. Он будет находиться на косе Александрова в г. Анадыре, рядом с храмом Преображения Господня, на месте которого с конца 19 в. стояла часовня.

-Владыко, несколько вопросов хотелось бы задать Вам по поводу Вашего Обращения, широко обсуждаемого сегодня всеми православными людьми. Мы знакомили своих читателей с его текстом. Очень многие, как известно, и в России, и на Украине, поддержали Вашу позицию о необходимости созыва Поместного Собора и рассмотрения на нем всей полнотой нашей Церкви наболевших проблем... Вас поддержали многие православно-патриотические движения, Ревнители Всенародного Покаяния, многие известные священнослужители - игумен Кирилл Сахаров, которого очень хорошо знают у нас на Украине, протоиерей Алексий Масюк, иерей Павел Буров и многие другие, Вас поддержал наш Хустский епископ Ипполит (Хилько), известный старец Рафаил Берестов и все кавказское пустынническое братство и т.д. Среди интернет-отзывов мне запомнились слова Виктора Ведилина о том, что "Владыко Диомид поставил вопросы, через которые как через "игольные уши" не просто будет многим пройти. И хотим мы все того или нет, но наши действия на обращения Владыки и есть движение через "игольные уши"... Много ли отзывов в ответ на Обращение получил сайт Вашей епархии и лично Вы? Каких отзывов было больше - со словами поддержки или критических?. О чем пишут люди, что их волнует? Были ли отзывы с Украины?

-Отзывов в поддержку Обращения было очень много, они и сейчас продолжают поступать. Приходили отзывы и из разных областей Украины от православных организаций, объединений и частных лиц. В частности, Обращение поддержали РООУ «ЗОВ», казаческий полк ЗОВ, Союз казаков Юго-Восточной Украины «Войско Запорожское», Движение «За право жить без ИНН, кодов и микрочипов» г. Почаева, а также много священников и мирян УПЦ (МП). На днях получил письмо из Львова, в котором с тревогой пишут, что в городе осталась всего одна православная церковь Московской Патриархии. В основном, люди поддерживают Обращение и благодарят за него. Несколько человек высказали противоположную точку зрения, но, судя по их высказываниям, они не знают, о чем идет речь, далеки от православной жизни и свое понимание этой проблемы пытались осмыслить исторически, в отрыве от Православия. В своем Обращении я никого не призываю к расколу и стою за то, чтобы Церковь всегда оставалась единой, чистой и неделимой. Я хочу поблагодарить всех, близких мне по духу, людей за понимание важности и поддержку поднятых в Обращении вопросов.

-Владыко, мне запомнился еще один отзыв в Интернете в ответ на Ваше Обращение. Его автор Наталья писала: " да будет высказанное в Обращении Слово Истины колоколом, пробудившим Россию". Судя по полемике в СМИ и в интернет - пространстве, многие действительно проснулись... Например, Николай Ив написал: "Я понял послание дословно: покаяться нужно теперь, не медля. И это только на пользу Отечеству..." Некоторые расценивают факт Вашего обращения как начало нового, может быть, наиболее важного и ответственного, этапа стояния за Истину. Что Вы можете сказать по этому поводу?

-Я скажу так: это и есть новый этап стояния за Истину. В этом подвиге стояния за Истину от человека требуется жертвенность, но не все сегодня готовы проявить жертвенность. Слишком велика привязанность к материальному

Многих беспокоят имеющиеся проблемы кодов, ИИН, новых документов. Эти проблемы – как кровоточащая рана на теле церковного народа, а Церковь – в стороне. Государство навязывает законы, которые противоречат нашей христианской совести, а церковные власти убеждают нас, что ничего страшного в этом нет. Не будь проблемы насущными и злободневными, они не всколыхнули ли бы весь православный мир. Церковь должна стоять за истину. Я считаю, что, если Синод или Богословская комиссия выработали мнение, с которым народ не согласен, они обязаны пересмотреть решения и решить вопросы в пользу народа. В то время, когда в мире нарастают процессы сатанизма и глобализма, православные должны сплотиться вокруг своей Матери-Церкви.

-Ваше обращение первоначально было предназначено для публикации в книге игумена Илии Емпулева. Вы знаете его лично? Он действительно был, как о нем пишут, изгнан из оренбургской епархии за отказ от принятия ИНН?

-Да, отец Илия отказался от принятия ИНН, но никто его из епархии не изгонял. Он изъявил желание потрудиться в наших суровых краях, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин благословил перевод и сейчас игумен Илия служит в пос. Провидения, окормляя и села Провиденского района.

-В прессе высказывалась точка зрения, что Обращение может помешать майским мероприятиям по воссоединению двух ветвей нашей Церкви. Прогнозировали даже такой вариант: поддержка Обращения со стороны РПЦЗ (В), которая выступает сегодня против объединения и создание новой зарубежной церкви, которая будет бороться с неосергианами. Владыко, как Вы относитесь к воссоединению наших Церквей? Согласны ли Вы с точкой зрения историка и публициста М.Назарова, что "объединение должно быть направлено со стороны РПЦЗ на поддержку честных и благочестивых членов РПЦ МП, которые отстаивают Истину, тех, кто сопротивляется "тайне беззакония", а не тех, кто потакает ей и гонит сопротивляющихся (как запретили в служении о. Павла Бурова)". К слову, инок Всеволод Филипьев (РПЦЗ) отметил, что Ваше Обращение "убедило многих чад РПЦЗ, что в среде епископата Русской Православной Церкви (МП) есть единомысленные нам архипастыри, которые обладают достаточным мужеством, чтобы возвысить свой голос... Таким образом, владыка Диомид сослужил добрую службу процессу взаимоузнавания между православными России и зарубежья. Тем более что владыка не "от себя" говорил, а в значительной степени выражал взгляды большей части церковного народа России..." И поэтому, мне кажется, Владыко, что Ваше Обращение только поможет делу единства всех тех, кто отстаивает Истину...

-Я полностью поддерживаю мнение писателя-публициста Михаила Назарова. Он правильно понимает ситуацию и объективно освящает ее. Мы должны оставить все, что было плохого, и объединиться. Объединение должно послужить духовной чистоте и крепости в борьбе с глобализмом в современных условиях.

-По мысли одного автора, Обращение сыграло роль лакмусовой бумажки, которая обнажила со всей откровенностью то внутреннее разделение по важнейшим вопросам, которое давно имеет место (но замалчивается) - среди священнослужителей и мирян. Например, очень многих людей взволновал прошедший саммит, а, скажем, профессор МДА о. Валентин Асмус считает, что Церковь на переднем фронте борьбы с экуменизмом. Каковы духовные причины подобного разделения?

-В Обращении были подняты вопросы, обсуждавшиеся и раньше в церковной среде. Я ничего нового не сказал, а лишь конкретизировал то, что было сказано до меня. И здесь высветилась острота тех вопросов, которые давно требуют своего решения, но упорно замалчиваются священноначалием. Нам пытаются втолковать, что обозначенные проблемы надуманы или они решаются. Пример тому – высказывание профессора МДА о. Валентина Асмуса, который считает, что Церковь активно борется с экуменизмом. Вот как он говорит: « Русская Православная Церковь выступает против православно-католического экуменизма, против униатства, который насаждается агрессивно и такими ловкими приемами защищается современным католицизмом. Поэтому мы никак не можем сказать, что Русская Церковь в наше время погрязла в экуменизме». Судя по этому высказыванию, можно сделать вывод, что профессор живет с завязанными глазами и не видит то, о чем вопиет действительность. В чем причина этого духовного неведения? На мой взгляд, причина в том, что людям трудно отказаться от материальных благ, они слишком привязаны к земному отечеству, но, чтобы успокоить свою совесть, пытаются толковать догматы Церкви так, как им удобно.

-Владыко, Вы знаете, что на Украине православные люди активно борются против ИНН, глобализма и экуменизма. Проводят многочисленные молитвенные стояния и Крестные Ходы. Поэтому многим понятна та боль и искренняя тревога, которые высказаны Вами в Обращении. Хочется в связи с этим от лица многих и многих православных верующих на Украине выразить Вам благодарность и признательность за неравнодушие, за мужественную позицию, за то, что Вы открыто призвали к давно назревшему разговору по важнейшим проблемам - всех верных чад Церкви. Высказывалось мнение, что это может негативно повлиять на ситуацию в Украине в связи с попытками известных сил создать "самостийную Церковь", но борьба за чистоту нашей веры и Истины - обязанность каждого православного человека и она не может принести худые плоды. М.Назаров написал статью: "Уроки Крещенского Обращения епископа Диомида". А что Вы сами, Владыко, могли бы сказать на эту тему - как бы подводя некоторые итоги?

-Рано подводить итоги. Вопросы подняты для того, чтобы быть решенными. Если они игнорируются иерархами Церкви, то Церковь ждет раскол. Осознавая, что «овец Христовых предают в руки антихриста», народ уйдет из Церкви, т.к. принимать и оправдывать глобализм пагубно для спасения души. Необходимо пересмотреть принятые ранее законы, которые идут вразрез с мнением церковного народа и принять законы, которые бы удовлетворяли большинство верующих. Эти задачи должен решить Поместный собор.

Нам необходимо хранить Догмат Богословия, ибо он – тот фундамент, на котором зиждется здание Церкви. Если в фундаменте образуются трещины – здание рано или поздно разрушится, и тогда Церковь заполнится чужеродными учениями вольнодумства и либерализма. Вспомним историю: отступив от истинного православного учения и приняв позорную унию, Византия пала и Константинополь поработили турки. Отступление от истинного учения лишает Церковь благодати и делает Ее достоянием антихристовых сил. Церковь должна сплотиться в отстаивании чистоты своего вероучения и врата ада не одолеют Ее.

-Дорогой Владыко, благодарим Вас за интервью, желаем Вам доброго здоровья и Божией помощи во всех благих начинаниях и заранее поздравляем с приближающимся днем Вашего рождения(24 июня). Пусть хранит Вас Господь и многая Вам лета!

Интервью взяла Алла Зуева

Адрес статьи: http://www.zaistinu.ru/articles?aid=1598