ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ:
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВБРОС УНИАТСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

La Repubblica: на встрече в Равенне был принят секретный документ, прокладывающий путь к объединению Церквей

На заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, проходившей в Равенне в первой половине октября этого года, был подписан некий секретный документ, который может проложить путь к восстановлению единства католиков и православных, разъединенных после раскола 1054 года. Во всяком случае, такого мнения придерживается автор сегодняшней публикации в итальянской газете La Repubblica (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Издание приводит следующие цитаты из этого документа: "Папа - "первый Патриарх", Рим - "первый престол", Римская церковь "правит в любви", и утверждает, что он "окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика". Газета также поясняет, что секретный документ является итогом встречи в Равенне, где "католическая делегация, возглавляемая кардиналом Каспером, и православная делегация, возглавляемая представителем Константинопольского Патриархата митрополитом Зизиуласом, заложили основы для более углубленного изучения вопросов с целью восстановления единства".

Напомним, что перед началом работы Смешанной комиссии сообщалось, что ее участники, одна половина из которых назначается Ватиканом, а другая - священноначалием поместных православных Церквей, были намерены закончить работу над документом "Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви". Он был подготовлен комиссией в 1990 году в Москве, однако не был обсужден на ее пленарном заседании, поскольку члены комиссии в связи с серьезным обострением межконфессиональных отношений в ряде стран Восточной Европы сочли необходимым перейти к обсуждению темы унии.

От Русской православной церкви в работе комиссии участвуют представитель РПЦ при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион и секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов. Как известно, делегация РПЦ уже в первые дни равеннской встречи покинула заседание.

Документ, о котором ведется речь в сегодняшней газете, состоит из 46 пунктов, и, по выражению автора публикации, представляет собой "самую настоящую "дорожную карту", обозначающую проблемы, которые следует урегулировать, чтобы иметь возможность заявить о преодолении разногласий прошлого". В нем есть признание римского главенства, но при этом, правда, подчеркивается, что необходимо определить "роль епископа первого престола" в рамках церковной общины. Иными словами, предстоит определить "прерогативы" епископа Рима, принимая во внимание, что мнения по этому вопросу сильно расходятся.

В документе излагаются три основополагающих концепции: церковная общность, согласие между всеми Церквами, власть. Обе стороны согласны с тем, что епископ - глава местной Церкви и что никто не может его заменить. Обе стороны признают, что "единая и святая Церковь" реализуется одновременно в каждой местной Церкви, прославляющей евхаристию, причастие, и в единении всех Церквей.

Достигнуто соглашение и по структурам Вселенской Церкви. На местном уровне главой является епископ. На региональном уровне - группа Церквей избирает "первого" (protos по-гречески) внутри региона. Более многогранным этот вопрос оказывается на глобальном уровне, поскольку документ утверждает, что во вселенском масштабе "те, кто являются первыми в различных регионах, вместе со всеми епископами, сотрудничают в том, что касается всей Церкви в целом". И в этом контексте подчеркивается, что "первые должны признавать того, кто является первым среди них". Над этими пунктами экспертам предстоит еще много поработать, считает автор статьи.

Чтобы обеспечить согласие, говорится в экуменической "дорожной карте", необходимо согласие между всеми Церквами: иными словами, - объединенное сотрудничество, охватывающее всех. Все епископы христианской Церкви, сказано в документе, должны быть не только едины в вере, но "их также должна объединять ответственность и само служение Церкви". Церковные соборы являются "главным инструментом", через который выражается единство Церкви.

Таким образом, православный мир устанавливает, что епископ Рима не может воображать себя тоталитарным правителем, который в одиночку принимает решения или подменяет собой иерархов на местных уровнях. С другой стороны, сам нынешний Папа Бенедикт XVI в прошлом неоднократно говорил, что римский понтифик не может вести себя "как абсолютный монарх". Один из фрагментов текста звучит как явное предупреждение: "Первый не может делать ничего без согласия всех".

Кроме того, понтифик в документе всегда называется епископом Рима или одним из пяти исторических патриархов.

Теперь слово за Папой, отмечается в газете. Только он может дать сигнал к продолжению дискуссии. На 23 ноября понтифик созвал всех католических кардиналов мира на собор, главной темой которого будет экуменизм. Основой для дискуссии как раз и послужит документ, подписанный католиками и православными.

Между тем Бенедикт XVI занимается реформированием Синода епископов - совещательного органа мирового католического епископата, который собирается каждые три года. Более широкое представительство в нем получат восточные католические Церкви, которые автор публикации называет "мостом" к Православным церквам (в этих Церквах имеется более 25 епископов). Будет также расширено пространство для дискуссии и будут реформированы рабочие группы.

Начиная с момента своего избрания Бенедикт XVI демонстрировал намерение совершить "конкретные шаги" в направлении сближения между христианскими Церквами. Но у Православной церкви, отмечается в публикации, имеются трудности.

По словам автора статьи, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II упорствует в непризнании главенства Патриарха Константинопольского Варфоломея I и в то же время не может простить Ватикану деятельность католических миссий на бывшем советском пространстве, говорится в статье.

Газета напоминает, что на встрече в Равенне, представители Русской православной церкви покинули заседание, "потому что Православная церковь Эстонии присоединилась к Константинопольскому Патриархату". Нельзя не отметить, что автор статьи допускает здесь неточность. Претензии делегации РПЦ были связаны с тем, что в заседании принимали участии представители Эстонской апостольско-православной церкви, не признанной Московским Патриархатом. Эта Церковь - одна из православных Церквей Эстонии, находится в юрисдикции Патриархата Константинопольского. Эстонию РПЦ считает своей "канонической территорией", где действует ее автономная структура - Эстонская православная церковь.

Итоговый документ равеннской встречи был подписан в отсутствие делегации РПЦ. В коммюнике отмечалось, что решение покинуть заседания было принято делегацией делегацией РПЦ, "несмотря на тот факт, что Вселенский Патриархат с согласия всех православных членов предложил компромиссное решение, которое признавало бы несогласие Московского Патриархата со статусом автономной церкви Эстонии". Тем не менее работа, говорилось в коммюнике, работа "комиссии была отмечена духом дружелюбия и доверительного сотрудничества".

Таким образом, путь к единству христианских Церквей, несмотря на довольно оптимистический настрой сегодняшней итальянской газеты, представляется еще долгим и тернистым.

http://www.religio.ru/news/15714.html

 

"Папа – первый патриарх". Соглашение между католиками и православными

"Папа – "первый патриарх", Рим – "первый престол", Римская церковь "правит в любви", – так черным по белому написано в совместном документе Католической и Православной церквей, который окончательно и безоговорочно устанавливает главенство римского понтифика, прокладывая путь к воссоединению католиков и православных, разъединенных после раскола 1054 года.

Секретный документ является итогом октябрьского саммита в Равенне, где католическая делегация, возглавляемая кардиналом Каспером, и православная делегация, возглавляемая митрополитом Зизиуласом Вселенского Константинопольского Патриархата, заложили основы для более углубленного изучения вопросов с целью восстановления единства.

Это 46 пунктов, самая настоящая "дорожная карта", указывающая проблемы, которые следует урегулировать, чтобы иметь возможность заявить о преодолении разногласий прошлого. Итак, есть признание римского главенства, но при этом было сразу же заявлено, что необходимо определить "роль епископа первого престола" в рамках церковной общины. Иными словами, предстоит определить "прерогативы" епископа Рима, принимая во внимание, что мнения по этому вопросу сильно расходятся.

В документе излагаются три основополагающих концепции: церковная общность, согласие между всеми церквами, власть. Обе стороны согласны с тем, что епископ – глава местной церкви и что никто не может его заменять. Обе стороны признают, что "единая и святая Церковь" реализуется одновременно в каждой местной церкви, прославляющей евхаристию, причастие, и в единении всех церквей.

Достигнуто соглашение и по структурам Вселенской Церкви. На местном уровне главой является епископ. На региональном уровне – группа церквей избирает "первого", protos на греческом, внутри региона. Более многогранным этот вопрос оказывается на глобальном уровне: экспертам предстоит много поработать. Поскольку документ утверждает, что во вселенском масштабе "те, кто являются первыми в различных регионах, вместе со всеми епископами, сотрудничают в том, что касается всей церкви в целом". И в этом контексте подчеркивается, что "первые должны признавать того, кто является первым среди них".

И чтобы обеспечить согласие, говорится в экуменической "дорожной карте", необходимо согласие между всеми церквами: иными словами, объединенное сотрудничество, охватывающее всех. Все епископы Христианской Церкви, сказано в документе, должны быть не только едины в вере, но "их также должна объединять ответственность и само служение Церкви". Церковные соборы являются "главным инструментом", через который выражается единство Церкви.

Таким образом, православный мир устанавливает, что епископ Рима не может воображать себя тоталитарным правителем, который в одиночку принимает решения или подменяет собой иерархов на местных уровнях. С другой стороны, сам Ратцингер говорил неоднократно в прошлом, что римский понтифик не может вести себя "как абсолютный монарх". Один из фрагментов текста звучит как явное предупреждение: "Первый не может делать ничего без согласия всех".

Кроме того, понтифик в документе всегда называется епископом Рима или одним из пяти исторических патриархов.

Теперь слово за Папой Ратцингером. Только он может дать сигнал к продолжению. На 23 ноября понтифик созвал всех кардиналов мира на собор, главной темой которого будет экуменизм. Основой для дискуссии как раз и послужит документ, подписанный католиками и православными.

Между тем Бенедикт XVI занимается реформированием Синода епископов – совещательного парламента мирового епископата, который собирается каждые три года: более широкое представительство получат восточные Католические церкви – мост к Православной Церкви – в которых имеется более 25 епископов, будет расширено пространство для дискуссии и будут реформированы рабочие группы.

Начиная с момента своего избрания Бенедикт XVI демонстрировал намерение совершить "конкретные шаги" в направлении сближения между Христианскими Церквами. Но у Православной Церкви имеются трудности.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий упорствует в непризнании главенства патриарха Константинопольского Варфоломея I и в то же время не может простить Ватикану деятельность католических миссий на бывшем советском пространстве. В Равенне его представители покинули заседание, потому что Православная Церковь Эстонии присоединилась к Константинопольскому Патриархату.

http://www.inopressa.ru/repubblica/2007/11/14/12:53:50/papa

 

"Соглашение между христианами возможно, но Папа не может над всеми командовать"

"Теперь предстоит изучить вопрос о прерогативах первого среди патриархов". Митрополит Афанасиос Хатцопулос, один из основных участников обсуждения документа об объединении католиков и православных, с которым читателей ознакомила Repubblica, делает акцент на самом остром вопросе в отношениях между двумя Церквами: будущая роль Папы в воссоединенном христианстве.

Иерарх, представитель Элладской православной церкви в Европейском союзе, считает важным, что текст, согласованный в октябре, начинает циркулировать: "Пусть он созреет в сознании Церквей".

- Владыка Хатцопулос, каково значение этой "дорожной карты", указывающей путь к преодолению раскола между католиками и православными?

- В Равенне наши делегации работали как теологи. Это не юридический документ, это текст, который будет опубликован, чтобы его могли изучить наши Церкви и представить все необходимые замечания с целью углубления диалога.

- Когда теологический диалог между католиками и христианами был прерван?

- Ровно 10 лет назад. Мы возобновили встречи в 2006 году в Белграде, и в Равенне мы составили документ, во вводной части которого говорится, что перед лицом процессов секуляризации и глобализации и в отношении христиан с другими религиями необходимо, чтобы последователи Христа "как можно быстрее вновь" заявили о вере, любви и надежде.

- Было официально признано, что епископ Рима – первый из патриархов.

- Между пятью престолами древних Церквей – Рим, Константинополь, Иерусалим, Антиохия и Александрия – патриарх Рима был и остается первым. И это так, даже принимая во внимание появление с течением времени православных патриархатов в России, Болгарии и Сербии. Если удастся определить, как Рим может играть роль первого среди всех престолов, то это станет историческим шагом. Но, безусловно, нельзя превращать Рим в абсолютный центр администрации, который бы руководил всеми.

- Какой пункт вы считаете самым важным для Православных церквей?

- Факт установления того, что соборность является принципом, разделяемым обеими Церквами. В православной традиции это высший принцип.

- Как объяснить это понятие?

- Это фундаментальная ценность пребывания вместе с Церковью, это совместное обсуждение, совместное принятие решений. В то же время есть согласие по вопросу о том, что Собор или Синод – это не просто единство многих, но что у него имеется первый, глава, тот, кто руководит: и это епископ, не простой верующий.

- Вызывающий полемику уход с заседания в Равенне представителя Патриарха Алексия II будет иметь негативные последствия для экуменического диалога?

-Не думаю. Конечно же, отсутствие Церкви нельзя назвать положительным моментом. Мы хотим единства, мы хотим, чтобы высказались все. Но самым важным является продолжение диалога между православными и католиками, диалог любви и единства.

- Мы можем определить, как долго продлится этот новый период?

- Сейчас речь идет об изучении прерогатив первого среди патриархов. В 2008 году мы изучим документы, касающиеся главенства на протяжении первого тысячелетия христианской эры. Затем, в 2009 году вновь соберется смешанная комиссия.

- И потом?

- Потом начнется новое двухлетие углубленных исследований, во время которого мы рассмотрим вопрос о главенстве во втором тысячелетии христианства. Иными словами, мы разработали четкие этапы нашей деятельности.

Кардинал Каспер в Ватикане проявляет осторожность. Документ, комментирует он, "является первым важным шагом, но предстоит пройти долгий путь к полному единению". На заседании кардиналов 23 ноября, отмечает он, помимо отношений с православными, будут осуждаться и отношения с протестантами.

http://www.inopressa.ru/repubblica/2007/11/15/12:48:00/chatzopoulos