КАЖДОМУ ГОСТЮ ПО НОМЕРУ

Система "Гость" - ЕГАИС для гостиниц наступает

Недавние поправки в миграционное законодательство серьезно осложнили жизнь российским гостиницам, в том числе и в таком признанном туристическом центре, как Санкт-Петербург. Отныне сами отели не имеют права вести регистрационный учет и обязаны в кратчайшие сроки направлять всю информацию о прибывших и убывших иностранцах в Федеральную миграционную службу (ФМС). Ситуацию могло бы спасти внедрение гостиницами ИТ, но мало кто верит, что этот процесс пройдет гладко и без скандалов.

Глава территориального управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленобласти Юрий Буряк признался CNews, что новый порядок регистрации, предусматриваемый законом, позволит ему взять у питерских гостиниц своеобразный реванш. «Я в какой-то степени рад тому, что на некоторые гостиницы обрушится вал этой бумажной кутерьмы из-за нового порядка регистрации. Эту будет своего рода возмездие за то, что они в течение двух лет игнорировали мою просьбу об установлении на свои компьютеры системы „Гость“, позволяющей вести обмен информацией между нашим ведомством и принимающими отелями», — заявил он.

Помимо этого, Юрий Буряк сообщил, что тем отелям, которые в свое время провели внедрение «Гостя», УФМС готово пойти навстречу. «Им не придется, в отличие от остальных, писать и приносить каждую бумажечку. А ударить по бизнесу это может очень больно, — отметил г-н Буряк, — с учетом объема некоторых гостиниц и того, что штраф за нелегальное пребывание персоны с принимающей стороны, в данном случае, с отеля, будет взиматься по полной: 800 тыс. рублей за человека».

Представители гостиничного бизнеса называют ситуацию «возмутительной и абсурдной». «Систему „Гость“ начали „продвигать“ с марта 2006 г., — рассказала паспортист гостиницы „Астория“ Наталья Викторова. — Мы получили по почте пакет с документами на рассмотрение и сопроводительное письмо, лейтмотивом которого была фраза: „Не хочет ли ваш отель поучаствовать в эксперименте?“ В районном отделении миграционной службы у нас состоялся разговор, лишь в самом конце которого была затронута тема „Гостя“. Никаких директив или даже пожелания установки системы не прозвучало».

Г-жа Викторова сообщила, что, по информации сотрудников УФМС, «наши данные не будут поступать напрямую в миграционную службу, а предварительно станут накапливаться в базах данных некоей фирмы, которая и будет контактировать с УФМС. Поскольку у нас вся система завязана на программе Fidelio, и никакой возможности интеграции между ней и „Гостем“ не было, от установки последнего мы отказались, договорившись о продолжении традиционного способа доставки данных о наших туристах».

Наша собеседница также весьма нелестно отозвалась о возможностях программы. «В рамках „Гостя“ не предусмотрено указание номера миграционной карты, не устанавливается название фирмы, оказывающей визовую поддержку, нет отметки о названии пройденного при въезде в страну КПП, что в свете нового закона вообще неприемлемо, — подчеркнула Наталья Викторова. — Вообще, система рассчитана на отели вместимостью не более 50 человек. Они-то и поддались, по моему мнению, на шантаж и приобрели систему, установка которой, впрочем, не избавила большинство из них от необходимости возить в УФМС бумажки. 17 тыс. рублей — а такова, по моим данным, стоимость „Гостя“ — они выбросили на ветер».

Похожего мнения придерживается и Янина Дудина, руководитель департамента гостиничных решений компании Reksoft. По ее словам, «Гость» не отвечает требованиям фронт-офиса любой гостиничной системы, он пригоден только для оформления иностранцев по линии ФМС. То есть, гостиницам навязывается двойная работа: они должны регистрировать туристов и в своей системе, и в «Госте». «Наша компания предлагала разработчикам обменяться протоколами, чтобы совместить системы, но навстречу нам не пошли, — сообщила г-жа Дудина. Я думаю, что во всей этой ситуации четко просматривается административное лоббирование интересов разработчиков „официального“ ПО. Поскольку техническое обслуживание системы, подобной „Гостю“, — это золотая жила». Тем временем, разработчики «Гостя» и Гостиничная ассоциация заверяют, что готовящаяся к выпуску усовершенствованная версия «Гостя» позволит избежать основных проблем, связанных с новым законом.

Как сообщил CNews Михаил Гусак, генеральный директор компании «Межрегиональный коммуникационный центр», которая выступила разработчиком «Гостя», сейчас готовится к запуску в продажу новая версия программы, которая является улучшенным вариантом «Гостя» и будет носить название «Миграционный учет». «Если все с ней пройдет гладко, то, скорее всего, носить в ФМС документы уже не придется, так как на бумажное уведомление о постановке на учет будет наноситься электронная пометка», — полагает разработчик.

Помимо этого, г-н Гусак отметил, что часть отелей сама виновата в неудобствах и рисках в связи с новым законом. «Поскольку все большие гостиницы используют ПО, разработанное за рубежом, которое часто даже бывает нерусифицированным, дорабатывать его в связи, например, с новыми требованиями ФМС, также приходится через компанию, расположенную за границей, — рассказал он. — Естественно, все это существенно замедляет процесс, затягивания могут привести к штрафам».

Михаил Гусак также сообщил, что в тестовом варианте система «Миграционный учет» будет предлагаться питерским отелям уже на этой неделе, а ее стоимость (с годовым обслуживанием) не будет превышать ту выручку, которую средний питерский отель получает за суточный прием двух иностранных туристов.

«Лоббирование каких-либо корыстных интересов с нашей стороны просто невозможно», — заявил г-н Гусак. — «Дело в том, что в стране всего 3 или 4 разработчика могут реализовать программу, взаимодействующую с ФМС. Рынок очень вялый, игроков-конкурентов у нас практически нет. К тому же, я отлично помню, как практически все гостиницы в течение полугода никак не реагировали на предложение поучаствовать в обсуждениях перспектив электронного учета постояльцев и попробовать установить „Гостя“. Но на этот раз катализатором выступает федеральный закон. Посмотрим, как ситуация будет развиваться дальше».

Между тем, многие не верят, что даже усовершенствованная система учета облегчит работу отелей. «Даже в случае серьезной доработки, гостиницам придется устанавливать две системы себе на компьютер, так как специфической функциональности работы отеля никакая версия „Гостя“ не покроет, — считает Янина Дудина. — Процедура оформления туристов замедлится, понадобится расширить штат за счет должности сотрудника, отвечающего исключительно за электронное взаимодействие с ФМС. Чтобы этого избежать, необходимо дать нам открытый протокол, указать, какие именно данные и в каком виде нужно предоставлять в ФМС».

Адрес статьи: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2007/02/13/235546