К внедрению социальной карты жителя Московской области

10 апреля 2006 года в г. Дубне Московской области началась кампания по внедрению в жизнь «социальной карты жителя Московской области», но многие православные жители города не желают принимать карту в ее настоящем виде по религиозным убеждениям и в силу заявленного принципа добровольности ее принятия. В «Положении о социальной карте жителя Московской области» в пункте 4.1.1. сказано, что в означенной карте располагаются:

– идентификационные данные социальной карты, содержащие номер и серию социальной карты;
– данные держателя социальной карты – идентификационный номер, фамилия, имя, отчество, пол и дата рождения.

В пункте 7.2 уточняется, что имеется в ввиду не какой-нибудь вообще идентификационный номер, а именно «идентификационный номер гражданина».

Причем, из содержания анкеты-заявки, которую в ближайшем будущем должны будут заполнить все граждане России, невозможно догадаться, о каком номере идет речь. Там находятся какие-то обрывки слов: «Соц. идент. номер». Кого номер? Чего номер? «Положение о социальной карте» в газетах не публиковалось, граждан никто с ним не знакомил. Как и в случае с ИНН все делается с каким-то лукавством и унизительным для людей сокрытием от них полной информации. Не удивительно, что такие недостойные власти приемы вызывают настороженность.

Нас, православных христиан, смущает социальный идентификационный номер гражданина (СИН), который присваивается взамен имени, данному при крещении. Хотя на самой карте имя держателя обозначено, но во всех операциях будет фигурировать исключительно номер держателя (через штрих-код). Мы не видим сегодня технически непреодолимых причин, почему бы не использовать в операциях с картой номер самой карты, а в случае ее утраты не видим проблем с перенесением данных о владельце в новую карту с новым номером (как при потере паспорта). Это тем легче, что за последние два десятилетия компьютерные технологии получили фантастическое развитие, а население страны уменьшилось на 100 миллионов.

В пункте 6.1 «Положения» предусмотрено изменение социального идентификационного номера гражданина в регистре населения и в регистре карт «при изменении его пола», (оказывается, это совсем не сложно). Видя такую трогательную заботу государства о трансвертах, православные вправе рассчитывать на сочувствие власти не только к экзотическим меньшинствам, но и к представителям традиционной религиозной конфессии.

Для всякого верующего человека, получившего при крещении святое имя, крайне важно хранить его до конца жизни. В концлагере отбирают имя и присваивают номер насильно, а для получения социальной карты мы обязаны писать заявление: «Прошу выдать мне социальную карту», одновременно с этим нам присваивают СИН, (получается, что человек просит его присвоить и ставит свою подпись). Не все верующие одинаково сознают последствия такой «социальной защиты», но тем, кого замена имени номером приводит в смущение и тревожит христианскую совесть, необходимо гарантировать альтернативную возможность учета. В настоящий момент альтернативы нет: либо принимать карту и личный номер, либо плакали наши «кровные» (и наших детей) льготы.

В разделе 2-ом «Положения» говорится о «Целях и задачах, решаемых при создании социальных карт» (14 пунктов). Дух захватывает от обилия новых благ, готовых излиться на граждан в ходе электронной защиты населения. Однако для определенных категорий граждан, не принявших «блага» (соцкарту и СИН) до 10 июня 2006 года, все льготы на проезд в общественном транспорте «сгорают», даже льготные билеты, на которых написано, что они действительны до 2007 года. Сказано, что дерево познается по плодам, желающие могут попробовать плоды «нового урожая» уже после 10 числа сего месяца.

Не меньшую тревогу , чем СИН, вызывают потенциальные возможности социальной карты, собирающие внутри нее много других «социальных приложений». В числе них, перечисленных в разделе 4-ом «Положения о социальной карте жителя Московской области» -  паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, страховой номер Пенсионного фонда, номер медицинского полиса, информация о льготах, банковские приложения; приложения, связанные с обеспечением лекарственными средствами, транспортные приложения... Причем этот перчень носит открытый характер: все заканчивается «иными приложениями», обозначенными словами «и т.д.». Иначе говоря, в перспективе на одной карточке сосредоточатся множество документов, увязанных в конечном итоге с банковским счетом. Не трудно догадаться, что после того, как все денежные операции станут проводится исключительно по безналичному расчету (а то, что к этому все и идет, видно невооруженным глазом), «…никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет...» такую социальную карту, становящуюся удивительно похожей на аполиптическое «...начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр 13:17). И это еще одна зримая сторона «нововводимой» социальной карты.

Мы надеемся, что в свободной, демократической стране не будут нарушаться права и свободы верующих. И нас наиболее законопослушных граждан России не поставят в положение, когда мы будем вынуждены выбирать между законом гражданским и законом Божиим.

В «Обращении Священного Синода Русской Православной Церкви к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии от 6 октября 2005 года», в частности, говорится: «Причиной принятия обращения стали возникшие среди части верующих опасения, связанные с электронной идентификацией граждан, созданием и объединением электронных баз личных данных…

Нельзя в системах учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться вместо имени. Подобно номеру паспорта, учетные номера могут относиться не к личности, а к документу или к записи в базе данных

Во многих вопросах власти уже пошли навстречу пожеланиям верующих. Весьма важно, чтобы и впредь все предпринимаемые в этой деликатной сфере меры проводились гласно, под строгим общественным контролем. Обратившись к властям стран, в которых преимущественно проживает паства Русской Православной Церкви, Священный Синод выразил ряд пожеланий, удовлетворение которых могло бы снять имеющуюся озабоченность и не подвергать испытаниям традиционную для православных христиан лояльность по отношению к гражданским установлениям…

Наконец – и это главное, - недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся от участия в новой идентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, существенно поражены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. Для таких граждан должна быть предусмотрена альтернатива, позволяющая полноценно жить в обществе, не препятствующая осуществлению их прав и свобод, пользованию законными льготами независимо от тех или иных форм идентификации личности». Под обращением подписались Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и все члены Священного Синода. (См. Официальный сайт Московского Патриархата http://mospat.ru/index.php?page=27943 ).

Мы, в свою очередь, надеемся, что честно заработанные нами и установленные законом пенсии, права и льготы не будут поставлены в зависимость от получения социальной карты. Как альтернативный вариант можно ввести в регистр социальных карт применительно к отказывающимся признак – «отказ от социального идентификационного номера гражданина по религиозным убеждениям», при выдаче социальной карты и в работе с ней этот номер не применять и в документах не указывать. Иной вариант – сохранить status quo, т.е прежнюю форму обслуживания или любой другой вариант, не связанный с заменой имени гражданина идентификационным номером.

Лютов Лев Викторович
и другие православные христиане г. Дубны