ТЕКСТЫ ТЕЛЕГРАММ И ФАКСОВ:

103265, Москва, Охотный ряд, д. 1

Председателю Государственной Думы ГРЫЗЛОВУ Б. В. (факс /495/692-87-15)
Председателю Комитета по конституционному законодательству ПЛИГИНУ В.Н.
Председателю Фракции КПРФ ЗЮГАНОВУ Г.А. (факс /495/692-56-85)
Председателю Фракции ЛДПР ЛЕБЕДЕВУ И.В. (факс /495/692-91-16)
Председателю Фракции "Родина" РОГОЗИНУ Д.О. (факс /495/692-89-00)
Председателю Фракции "Родина - Народная воля - СЕПР" БАБУРИНУ С.Н. (факс /495/692-27-61)

103084, Москва, Мясницкая ул., д. 47

Уполномоченному по правам человека в РФ ЛУКИНУ В.П.

Требуем денонсации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных. Требуем возврата проекта ФЗ «О персональных данных» на первое чтение с целью его отклонения. Требуем опубликования и всенародного обсуждения проекта закона «О персональных данных. Эти акты нарушают Конституцию РФ и права граждан России.

Подписи


103265, Москва, Охотный ряд, д.1

Председателю Совета
Государственной Думы ФС РФ

Б.В. ГРЫЗЛОВУ

Председателю Комитета ГД
по конституционному законодательству
и государственному строительству

В.Н. ПЛИГИНУ

Коллективное обращение граждан

(На основании статей 2,3,15,18, 33, 32 Конституции РФ)

Адрес для ответа: ............................................................................................................

...........................................................................................................

В Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству представлено Заключение Правового управления от 8.11.2005г. на законопроект «О персональных данных».

Проведение указанной экспертизы должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.3 статьи 112 Регламента Государственной Думы, которая предусматривает обязательность наличия в заключении ответов на следующие вопросы:

а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам? Если в заключении устанавливается несоответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, то должно быть указано, какому акту не соответствует законопроект и в чем выражается это несоответствие;

б) не нарушена ли внутренняя логика законопроекта, нет ли противоречий между разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта? Если такие противоречия есть, они должны быть названы конкретно, а также необходимо дать рекомендации, как можно устранить противоречия;

Заключение Правового управления от 8.11.2005г. не отвечает указанным требованиям. В нем даны замечания по содержанию конкретных норм законопроекта, однако отсутствуют не только ответы на обязательные вопросы, но даже не упоминается слово Конституция.

В тоже время в заключениях Уполномоченного по правам человека, Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству указывается на нарушения Конституции. В Государственную Думу направлены тысячи обращений граждан с требованиями: не допустить принятия ФЗ «О персональных данных» в связи с нарушением Конституции РФ. В сложившейся ситуации отсутствие в заключении Правового управления ответов на обязательные вопросы является недопустимым. На заседании рабочей группы 26.02.2006г. предложение о представлении Правовым управлением заключения в соответствии с требованиями статьи 112 Регламента Государственной Думы было категорически отвергнуто Председателем ответственного Комитета Плигиным В.Н.

На основании Конституции РФ ст.ст. 2, 3, 4, 15, 18, 32, требуем поручить Правовому управлению представить заключение на проект ФЗ «О персональных данных» в соответствии с требованиями статьи 112 Регламента ГД.

ДАТА

ФИО

АДРЕС

ПОДПИСЬ

ПОДПИСИ ПОД ОБРАЩЕНИЕМ В ГОСДУМУ ПРОТИВ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»

ДАТА

ФИО

АДРЕС

ПОДПИСЬ


103265, Москва, Охотный ряд, д.1

Председателю Совета
Государственной Думы ФС РФ

Б.В. ГРЫЗЛОВУ

Председателю Комитета ГД
по конституционному законодательству
и государственному строительству

В.Н. ПЛИГИНУ

Коллективное обращение граждан

(На основании статей 2,3,15,18, 33, 32 Конституции РФ)

Адрес для ответа: ............................................................................................................

...........................................................................................................

1. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ, «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Данное положение является правомерным относительно законов, однако, оно не распространяется на Конституцию РФ. Статья 4 устанавливает верховенство Конституции на всей территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 статьи 15, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Из этого следует, что международные договоры, а в данном случае Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных (далее – Конвенция) не может иметь приоритет над Конституцией Российской Федерации. Конвенция и разработанный на ее основе проект федерального закона № 217352-4 «О персональных данных» затрагивают конституционные права граждан, которые в соответствии со статьей 2 Конституции РФ провозглашаются высшей ценностью – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Приведенные положения статей 2, 4, 15 ч.1 Конституции РФ составляют базовые положения основ конституционного строя Российской Федерации, которым в соответствии со статьей 16 Конституции не могут противоречить никакие другие положения Конституции – «1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».

Требования статьи 16 относятся к законам РФ и к международным договорам, которые не могут противоречить Конституции РФ иметь верховенство над ней.

Базовые положения Конвенции находятся в грубом противоречии с действующей Конституцией.

Статья 2 Конвенции определяет персональные данные как «любую информацию», характеризующую физическое лицо. Статья 6 Конвенции устанавливает специальные категории данных, к которым относит «персональные данные, свидетельствующие о расовой принадлежности, политических, религиозных или других убеждениях, а также персональные данные, касающиеся здоровья или половой жизни».

Приведенные положения Конвенции не могут включаться в законодательство Российской Федерации как противоречащие Конституции.

Российская Федерация гарантирует гражданам: признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, ст. 17), создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19), достоинство личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), свободу передвижения (ст. 27), свободу совести, свободу вероисповедания (ст. 28), свободу мысли и слова (ст. 29).

Принятие закона «О персональных данных» в предложенной концепции противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и нарушает основополагающие права граждан, гарантированные статьями ст. 2, 7, 17, 19, 21, 22, 23, 27, 28, 29.

Однако проект ФЗ «О персональных данных» практически дословно включает в себя положения статей 2 и 6 Конвенции. Статья 1 проекта федерального закона «О персональных данных» определяет персональные данные как «любые данные», относящиеся к физическому лицу. Статья 9 определяет особые категории персональных данных, к которым отнесены данные, касающиеся расового или этнического происхождения, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, сексуальных наклонностей, судимости. Сбор и обработка этих сугубо личных данных допускается при наличии минимальных и чисто формальных ограничений. Эти понятия являются предметом и основой регулирования всех правоотношений по данному закону.

Статьи 1 и 9 раскрывают суть закона и обнаруживают его антиконституционную сущность. Все остальные положения являются производными и связаны с деятельностью информационных систем. Принципиально, что понятие «персональные данные» определяется как «любая информация», в том числе, и перечисленная в статье 9. Это нарушает гарантированные Конституцией права граждан Российской Федерации. На необходимость конкретизации термина «персональные данные» указывает и Правовое Управление Аппарата Государственной Думы, совершенно обоснованно констатируя, что именно он составляет основу предмета регулирования.

Особую озабоченность вызывают статьи 23 и 24 законопроекта «О персональных данных». По замыслу авторов законопроекта, регистр населения должен содержать основные персональные данные и их идентификаторы. Эти уникальные и пожизненные идентификаторы персональных данных однозначно идентифицируют и человека и данные о нем, а, значит, присвоение идентификатора персональным данным означает присвоение его и самому человеку.

Практика присвоения номера человеку осуждена Нюрнбергским Международным военным трибуналом в 1946 году как преступление против человечности, не имеющее срока давности.

Законопроект прямо устанавливает возможность трансграничной передачи персональных данных (в том числе и биометрических) и обработки их за пределами России. Таким образом нет никаких гарантий защиты этих данных от использования их специальными и военными службами иностранных государств, что создает непосредственную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Недостаточно исключить статьи 23 и 24 из проекта закона «О персональных данных». Категорически не допустимо включение в данный или в другие законы самих понятий «идентификатор» и «регистр».

В соответствии со статьей 55, ч.2 «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.

В случае принятия предложенного проекта будет признан приоритет конкретной Конвенции над Конституцией Российской Федерации, что нарушает конституционный принцип верховенства Конституции, и ее высшей юридической силы. Подобные действия нарушают суверенитет Российской Федерации.

Факт несоответствия проекта ФЗ «О персональных данных» Конституции РФ просматривается во всех заключениях по законопроекту. Прямо указывается на нарушение Конституции в заключении Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. В обращении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации говорится о нарушении Конституции РФ конкретными положениями законопроекта.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы направило заключение, в котором в нарушение статьи 112 п.3 Регламента Государственной Думы не дано заключение по вопросу о соответствии законопроекта Конституции РФ и действующему федеральному законодательству.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими и определяют смысл содержание законов и деятельность законодательной власти - «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Недопустимо, слепо выполняя положения ратифицированной Конвенции, принимать закон, противоречащий Конституции РФ. В случае невозможности переработки законопроекта, который соответствовал бы как требованиям Конвенции, так и положениям Конституции РФ, Конвенция подлежит денонсации. Данная возможность прямо предусмотрена текстом Конвенции ст. 26, ч.1 «Любая Сторона может в любое время денонсировать Конвенцию путём направления заявления Генеральному секретарю Совета Европы».

На основании изложенного, в соответствии со статьями 2, 3, 15, 18, Конституции РФ, статьей 121 п. 9 Регламента Государственной Думы

ТРЕБУЕМ возвратить проект ФЗ «О персональных данных» на первое чтение с целью его отклонения.

ТРЕБУЕМ денонсации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных.

ДАТА

ФИО

АДРЕС

ПОДПИСЬ

ПОДПИСИ ПОД ОБРАЩЕНИЕМ В ГОСДУМУ ПРОТИВ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»

ДАТА

ФИО

АДРЕС

ПОДПИСЬ