К выступлению деп. ГД В.И. Кашина на Правительственном часе 18 января c.г.

по теме "О развитии современных информационно-коммуникационных услуг для населения, обеспечении защиты информации и совершенствовании инфраструктуры связи РФ

1) Правовое и информационное пространство России в условиях глобализации

Формирование информационной среды и правового пространства России происходит в условиях непродуманных реформ и процессов глобализации, Это негативно затрудняет реализацию даже модель “догоняющего развития”, которая принята нашей властью (в отличие от модели модернизации, принятой на Западе). Мы уже плотно “сидим” в информационном пространстве, которое функционирует по западным правилам и технологиям, что не только делает нас беззащитными перед несанкционированным проникновением в коммерческие и государственные секретные материалы, но и ставит под угрозу безопасность страны в целом. В сложившихся условиях, особенно учитывая последние инициативы Правительства и Государственной Думы по проекту федерального закона “О персональных данных”, страна из независимого субъекта информационного мирового рынка может стать объектом управления со стороны мирового правительства и транснациональных корпораций.

2) Развитие законодательства в информационно-коммуникационной сфере в России идёт с нарушением Конституции

Так, например, ст. 24 законопроекта (“О персональных данных”) предусматривает создание Государственного регистра всего населения Российской Федерации. Вместе с тем, наличие глобальной централизованной базы данных нарушает конституционный принцип информационной приватности личности, поскольку любое лицо, имеющее доступ к такому регистру, может получить информацию о каждом человеке. Кроме того, это повышает риск недобросовестного использования персональных данных, включая криминальные цели.

Ст. 23 предусматривает присвоение уникального пожизненного (и даже посмертного) номера для каждого лица (так называемого “идентификатора”), унижающего человеческое достоинство. По сути ведомство Реймана предлагает провести поголовную микрочипизацию и превратить Россию в электронный управляемый муравейник, изъять из бюджета или непосредственно из карманов граждан, по подсчётам специалистов, более 15 миллиардов долларов. Как депутат, я получил более 10 тысяч писем граждан, протестующих против этих законов. И это реакция всего лишь на одну газетную статью и одну передачу по центральному телевидению, в которой я изложил свою точку зрения, высказанную на пленарном заседании ГД.

Кроме безусловного нарушения конституционных прав граждан, специалисты бьют тревогу, что принятие соответствующего пакета законопроектов, разработанных Минсвязи и находящихся на рассмотрении Госдумы, фактически уничтожит государственную тайну. При этом странно, что эти законопроекты рассматриваются в тайне от общества.

Вопиющее тому подтверждение - состоявшиеся позавчера в Государственной Думе парламентские слушания по проекту закона “Об информации, информационных технологиях и защите информации”. Я пригласил известных специалистов в данной области - учёных и юристов - принять участие в слушаниях. Но за 10 минут до начала слушаний председатель Комитета по информационной политике В.Я.Комиссаров без объяснения причин аннулировал оформленные по моим заявкам пропуска этим специалистам на вход в Госдуму, что можно расценить как издевательство над конституционными правами граждан и самой Конституцией России (ст. ст. 2, 3, 15, 18, 24, 29, 32).

Эти действия не только дезавуируют и превращают в фарс институт парламентских слушаний, но и лишили присутствовавших на слушаниях представителей Минсвязи, разработчиков законопроекта, возможности услышать точку зрения оппонентов. Поэтому, пользуясь случаем, прошу вас, Леонид Дододжонович, включить в состав участников круглого стола, который вы проводите послезавтра в Президент-отеле, следующих специалистов (вот список), чтобы полемика действительно состоялась. Думаю, это пойдёт только на пользу обсуждаемым законопроектам, уже вызвавших столь бурный резонанс в обществе. Ведь проблема действительно серьёзная и подходить к её решению необходимо по-государственному, а не с позиции ведомственных интересов и политики подавления инакомыслия.

3) Ситуация в секторе информационно-коммуникационных услуг в России неутешительная

Мы с интересом заслушали ваш доклад, Леонид Дододжонович, из которого следует, что информационно-коммуникационные услуги - самая преуспевающая отрасль нашей экономики. Однако финансовые результаты не всегда являются мерилом исполнения отраслью её функций. Проанализируем ТЕНДЕНЦИИ. Да, электронная связь у нас сегодня идёт в гору. Мобильные телефоны, телевидение, факсимильная связь вошли в жизнь миллионов людей. Однако не есть ли это динамичное развитие методом подавления других средств информации, которые напрямую зависят от услуг ведомства Реймана? Задумайтесь над цифрами! В 1990 году свяь общего пользования распространяла 31,8 млрд. экземпляров печатных изданий, в 2003 году - 3,1 (в 10 раз меньше), а за 9 месяцев прошлого года - всего 1, 7 млрд. По сути, газеты и журналы становятся роскошью для рядовых граждан, поскольку услуги по доставке повышают их цену в 2,5 - 3 раза. Политика Минсвязи принудительно обращает внимание россиян к бесплатному телевидению, которое полностью подконтрольно власти. Таким образом виртуальной картинкой из телевизионного ящика насаждается единомыслие и ограничивается влияние СМИ, альтернативных электронным. На фоне сокращения объёмов объёмов печатной продукции, стремительное развитие телевидения говорит само за себя . Вот только качество передач оставляет желать лучшего.

У нас модно говорить о “гражданском обществе”. Но о каком обществе можно говорить вообще, если на протяжении 15 лет целенаправленно делается всё, чтобы разобщить наших людей, насадить национальную рознь, социальные контрасты, лишить людей элементарной возможности общаться. Стоимость междугородних переговоров у нас запредельна. Вот уж действительно, общение у нас в буквальном смысле становится "роскошью".

Плачевное положение и с проводной радиосетью. Число основных радиотрансляционных точек сократилось почти втрое - с 47,6 млн в 1990 году до 17,8 в 2005 году, а на селе они уничтожены почти полностью. Таким образом, уничтожено местное СМИ. В министерстве информационных технологий не могли не знать, что сельская радиосеть служит не только для передач из центра, но и для объявлений, предупреждений о стихийных бедствиях, а также служит средством мобилизации населения в экстремальных ситуациях. На приёмники в этих ситуациях уповать не приходится. Во-первых, отдельные населённые пункты не имеют собственных радиотрансляционных станций, они есть только на областном уровне. Во-вторых, радиоприёмники настроены в основном на развлекательные каналы. А результат простой - телевизионное единомыслие плюс снижение мобилизационной готовности населения в таких экстремальных ситуациях как пожары, наводнения, техногенные катастрофы.

Цены и тарифы на услуги связи разобщили людей даже в масштабах страны. Стоимость простого письма сегодня - почти 10 рублей вместо 4 копеек в советское время. Соответственно в советское время почта отправляла порядка 5 млрд. писем в год, а теперь чуть более одного, да и то в основном за счёт служебных.

На треть сокращено число доставочных участков и, соответственно, на треть же - число почтальонов. Почтовых ящиков стало меньше вдвое.

Особенно тяжёлое положение с услугами связи на селе. К примеру, число телефонов на 100 человек в сельской местности в 3 раза меньше, чем в городской. Оно и понятно, если учесть, за 15 лет в городской местности число телефонных станций возросло втрое, а в сельской - всего за те же 15 лет - на 2%.

В сегодняшней России, в условиях очевидного системного кризиса, обеспечить население современными информационно-коммуникационными услугами - задача, не менее важная, чем восстановление народно-хозяйственного комплекса в целом. Однако здесь тоже правит бал стихийный рынок. Государство по необъяснимым причинам ушло и из этой, одной из важнейших систем жизнеобеспечения и одновременно одной из самых рентабельных отраслей экономики.

Политику чистогана должна, наконец, сменить ответственная государственная политика предоставления услуг населению, особенно сельскому. Монопольное повышение цен и тарифов делает недоступными услуги для большинства населения и ведёт к сокращению объема услуг инфраструктуры отрасли.

И в заключение позволю себе привести некоторые цифры из доклада Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД “Информационный разрыв. Показатели развития информационно-коммуникационных технологий 2004”. По степени распространённости информационно-коммуникационных технологий Россия занимает более чем скромное 84-е место, пропустив впереди себя не только Беларусь (55-е место), где, кстати, на государственном уровне в перечне 44-х обязательных параметров обустройства села зафиксировано требование его телефонизации, но и Казахстан (71-е место), Молдову (78-е место), Армению (81-е место), Азербайджан (90-е) и Узбекистан (92-е).

Как видим, у нашего уважаемого Министерства связи и информационных технологий “есть резервы”.

И в заключение.

Фракция КПРФ предлагает не принимать и коренным образом переработать предложенные правительством законопроекты "О персональных данных" и "Об информации, информационных технологиях и защите информации", как документы, противоречащие действующей Конституции РФ и способные нанести ущерб национальной безопасности страны; сформировать отдельную программу оказания информационно - коммуникационных информационно - коммуникационных услуг сельскому населению и усилить роль государства в управлении и регулировании рынком информационно-коммуникационных ресурсов.