Документ регулирует отношения в сфере поиска, получения, передачи и распространения информации, а также ее защиты. Устанавливается, что информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную и информацию ограниченного доступа. Последняя должна быть определена соответствующим федеральным законом.
Согласно законопроекту, обладателем информации могут выступать как физические и юридические лица, так и субъекты РФ, муниципальные образования и Российская Федерация. Обладатель вправе самостоятельно разрешать или ограничивать доступ к своей информации. Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну. Порядок доступа к сведениям персонального характера должен быть также установлен отдельным федеральным законом.
Уточняется, что информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам по решению суда.
Определяется, что федеральный закон может предусматривать обязательную идентификацию лиц, которые используют телекоммуникационные сети для предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения вправе проверить, кто был его отправителем, а в ряде случаев обязан произвести такую проверку. Обладатель информации или операторы информационной системы обязаны предотвращать несанкционированный доступ к распространяемой ими информации.
В статье законопроекта, регулирующей документирование информации, говорится, что электронное сообщение, подписанное электронно-цифровой подписью, признается равнозначным документу, подписанному собственноручно, если иным нормативным актом не предусмотрена обязательность бумажного носителя.
Также уточняется, что данный законопроект не распространяется на отношения в области правовой охраны интеллектуальной деятельности.
Устанавливается, что после вступления в силу настоящего документа федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», действующий с 1995 г., будет признан утратившим силу.
Адрес статьи: http://www.cnews.ru/newsline/index.shtml?2006/06/28/204603
Депутаты узаконили информационные технологии Принятый во втором чтении законопроект об информации и информационных технологиях не претерпел серьезных изменений. Были отклонены как наделавшие много шума поправки о запрете использования импортного программного обеспечения, так и предложения депутатов, обеспокоенных ущемлением прав человека на информацию о самом себе.Госдума одобрила во втором чтении законопроект «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который должен заменить принятый в 1995 году и уже во многом устаревший Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Парламентарии проголосовали в точности по рекомендациям профильного Комитета Госдумы по информационной политике, который посчитал нужным принять лишь 90 из 213 предложенных поправок. Причем на заседании парламента отдельно обсуждались только две поправки, авторами которых являются депутаты от «Единой России» Геннадий Гудков и Александр Хинштейн.
Первая поправка, о который подробно писал CNews, сводилась к введению запрета на использование иностранного программного обеспечения на стратегически важных государственных предприятиях. «Недавно в Ираке у американцев вышла из строя партия компьютеров, и специалисты из Microsoft срочно вылетели для ее починки, — отметил г-н Гудков. — Но если у нас вдруг сломаются компьютеры, кто их будет чинить?» Во второй поправке говорилось о введении запрета на недокументированные возможности программного обеспечения. «Посмотрите, Microsoft же поделилась своим открытым кодом с нашими властями, пусть и другие поделятся», — заявил г-н Гудков.
Однако обе поправки не нашли поддержки ни в профильном комитете, ни у разработавшего законопроект Мининформсвязи. «Представьте, что будет, если мы заменим иностранную авиадиспетчерскую систему наспех разработанной и несовершенной отечественной, — задался вопросом глава комитета Валерий Комиссаров. — Да и обыкновенная милиция не сможет работать после запрета DOS и Windows. Что касается второй поправки, то ввиду юридической неопределенности термина „недокументированные возможности“, ее принятие может привести к неоднозначным последствиям». Из принятых же поправок наиболее значимы предложение парламента Татарстана, согласно которому государственные информационные системы должны работать как на русском, так и на национальных языках субъектов России, и поправка депутата Харитонова, которая запрещает установление в нормативных актах преимуществ одних информационных технологий перед другими.
В целом законопроект содержит целый ряд либеральных моментов. Так, граждане смогут бесплатно и без объяснения причин получать доступ к информации о деятельности федеральных и местных органов власти. С интернет- и хостинг-провайдеров, а также операторов дата-центров снимается ответственность за распространение и хранение их клиентами запрещенной информации. Кроме того, на осуществление какой-либо деятельности посредством телекоммуникационных сетей не могут накладываться более жесткие ограничения по сравнению с осуществлением аналогичной деятельностью без использования таких сетей.
Относительно распространения информации в законопроекте говорится, что если она осуществляется не по каналам средств массовой информации, то распространитель должен предоставить данные для его однозначной идентификации. При этом законопроект вводит запрет на спам, поскольку в случае, если возможно определить получателя информации, распространитель обязан предоставить получателям возможность отказаться от получения данной информации.
Между тем, основные критики законопроекта остались недовольны им и после проведенной во втором чтении доработки. «Данный законопроект не является прогрессивным и демократичным, и наша фракция голосовала за его отклонение, — заявил зампред Комитета по природным ресурсам, член фракции КПРФ Владимир Кашин. — Несмотря на то, что ряд острых углов был сглажен, суть законопроекта не претерпела изменений: он загоняет людей в определенное русло, лишая их прав на информацию о самом себе». Депутат Кашин, в частности, выдвигал поправки об установлении исключительного права человека на свои персональные данные и о безусловной возможности предъявления требований о возмещении убытков лицами, пострадавшими от неправомерного использования информации (в принятом законопроекте лицо, не принявшее мер по защите конфиденциальной информации, не может предъявлять подобных требований).Адрес статьи: http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml?2006/06/29/204713
Законопроект, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу Правительством России,
Выступая на пленарном заседании Государственной Думы, Л.Д. Рейман отметил важность новой редакции Федерального закона «Об информатизации и защите информации», который был принят 10 лет назад. «Необходимость обновления связана с несоответствием действующего закона современным реалиям использования информационных технологий, с концептуальными недостатками действующего закона, противоречивостью и несогласованностью его основных положений и норм, которые стали очевидны на настоящий момент», - сказал Министр.
В своем докладе Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике В.Я. Комиссаров также отметил, что действующий закон уже не отражает реальную ситуацию в информационно-коммуникационной сфере.
«Новый законопроект приведен в соответствие с федеральными законами, принятыми в последние годы, содержит положения о регулировании создания и использования информационно-коммуникационных сетей и информационных систем с учетом современного уровня развития информационных технологий», - сообщил В.Я. Комиссаров.
Законопроект регулирует отношения по созданию и эксплуатации информационных систем и устанавливает общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей. Кроме того, документом предусматривается ответственность за разглашение или неправомерное использование информации ограниченного доступа. Усовершенствован и ряд положений статьи о защите информации. Эти изменения касаются обладателей и распространителей информации, операторов информационной системы, обязанных обеспечивать предотвращение несанкционированного доступа к информации и контроль уровня ее защищенности.
По мнению Л. Д. Реймана, важно, что при работе над законопроектом, несмотря на значительное количество поправок, удалось сохранить концепцию законопроекта, предложенную Межведомственной рабочей группой под руководством Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Реймана.