ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНЦЛАГЕРЬ В ДЕЙСТВИИ - РЕШЕНИЯ G8 В ЖИЗНЬ!

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области обеспечения транспортной безопасности.

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности; объекты транспортной инфраструктуры - железнодорожные, трамвайные пути, внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, железнодорожные и автомобильные станции, железнодорожные, автомобильные, морские и речные вокзалы, стоянки автотранспортных средств, якорные стоянки судов, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование; специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности для проведения отдельных видов работ по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, эксплуатирующие объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, независимо от того, являются ли они их собственником или используют их на ином законном основании;

транспортная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от противоправных деяний, направленных на вмешательство в функционирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе от актов терроризма;

транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

 

Статья 2. Цель и задачи обеспечения транспортной безопасности

1. Целью обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

2. Основными задачами по обеспечению транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

определение угроз транспортной безопасности; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;

информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Статья 3. Принципы обеспечения транспортной безопасности

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются: законность;

соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению транспортной безопасности; интеграция в международные системы безопасности.

Статья 4. Обеспечение транспортной безопасности

1. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и осуществляется ими как самостоятельно, так и с привлечением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, федерального органа по контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, специализированных организаций в области обеспечения безопасности.

2. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 1 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

 

Статья 5. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и

транспортных средств

 

1. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представляет собой их объединение в группы с учетом возможных последствий от акта незаконного вмешательства.

2. Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

3. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

4. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядок ведения которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Статья 6. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

2. Количество уровней безопасности и порядок их объявления при изменении вероятности угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

 

Статья 7. Требования по обеспечению транспортной безопасности

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта, устанавливает для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, установленные в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Статья 8. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

1. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности субъектом транспортной инфраструктуры самостоятельно или с привлечением специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности.

3. Категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подлежащих оценке уязвимости, и порядок проведения такой оценки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

4. Согласование результатов проведенной самостоятельно субъектом транспортной инфраструктуры оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

5. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией с ограниченным доступом.

Статья 9. Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств эксплуатирующие их субъекты транспортной инфраструктуры самостоятельно или с привлечением специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

2. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в случае их разработки без привлечения специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности подлежат согласованию компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

3. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией с ограниченным доступом. 4. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры самостоятельно или с привлечением подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности.

Статья 10. Подготовка персонала, работа которого

непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности

1. Организация подготовки персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта.

2. Перечень программ подготовки персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

3. Программы подготовки персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, подлежат согласованию компетентным органом в области транспортной безопасности.

4. Лицам из числа персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, прошедшим соответствующую подготовку, выдается документ установленного образца.

Статья 11. Ограничения при приеме граждан на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности

При приеме граждан на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, и заключении трудового договора могут быть предусмотрены ограничения.

Не принимаются на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, а в случае принятия подлежат увольнению лица: имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к ним, если после такого увольнения или такого досрочного прекращения полномочий прошло менее чем три года;

в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. ь 1026-I "О милиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды.

 

Статья 12. Информационное обеспечение в области транспортной

безопасности

 

1. В целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области информационных технологий и связи, создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации и состоящая из автоматизированных централизованных баз данных персональных сведений о пассажирах, формируемых при осуществлении следующих видов перевозок:

внутренние и международные перевозки воздушным транспортом;

перевозки в дальнем следовании железнодорожным транспортом;

международные перевозки морским, внутренним водным и автомобильным транспортом;

междугородние перевозки морским, внутренним водным и автомобильным транспортом по маршрутам, определенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

2. Представление информации для формирования автоматизированных централизованных баз данных персональных сведений о пассажирах осуществляют:

субъекты транспортной инфраструктуры;

федеральные органы исполнительной власти;

иностранные государства и организации в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности. Сведения, содержащиеся в указанных базах данных, являются информацией с ограниченным доступом.

3. В автоматизированные централизованные базы данных персональных сведений о пассажирах подлежат включению следующие содержащиеся в проездных документах (билетах) сведения:

фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; гражданство;

вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет).

4. Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз данных персональных сведений о пассажирах, а также представления содержащихся в них сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Субъект транспортной инфраструктуры иностранного государства, эксплуатирующий транспортное средство, осуществляющее международные перевозки пассажиров в Российскую Федерацию, из Российской Федерации и (или) через территорию Российской Федерации, обеспечивает представление сведений, содержащихся в проездных документах (билетах) пассажиров, для их включения в автоматизированные централизованные базы данных персональных сведений о пассажирах в соответствии с настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.

6. Контроль за соблюдением порядка представления сведений, предусмотренных настоящей статьей, для включения в автоматизированные централизованные базы данных персональных сведений о пассажирах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере транспорта.

Статья 13. Права и обязанности субъекта транспортной инфраструктуры

1. Субъект транспортной инфраструктуры обязан: незамедлительно сообщать федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области транспорта, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области внутренних дел, и федеральному органу в области обеспечения безопасности об угрозах транспортной безопасности и о совершенных актах незаконного вмешательства; выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований транспортной безопасности; оказывать содействие представителям федеральных органов исполнительной власти в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.

2. Субъект транспортной инфраструктуры имеет право: в установленном порядке получать от федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности; вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел, и федеральный орган в области обеспечения безопасности предложения по обеспечению транспортной безопасности.

3. Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 14. Финансирование обеспечения транспортной безопасности

Финансирование обеспечения транспортной безопасности осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

Проект федерального закона "О транспортной безопасности" разрабатывается в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации N Пр-482 от 21.03.2003 года и N К 1875 от 03.09.2004 года и Правительства Российской Федерации N МК-П4-03365 от 26.03.2003 года, предусматривающими создание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства. Необходимость закона обусловлена рядом факторов. Основным из них является фактор террористической угрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла. Так, в 2004 году совершен целый ряд террористических актов на различных объектах транспорта и транспортных средствах, в том числе в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте, метрополитене, еще несколько десятков попыток таких актов предотвращено. В целом эти события показали недостаточность существующей системы мер обеспечения транспортной безопасности. Другим важным фактором социально-экономического характера является необходимость реализации международных требований в области обеспечения транспортной безопасности как обязательного условия безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов. Серьезные меры правового регулирования по усовершенствованию норм обеспечения транспортной безопасности были предприняты во многих государствах после событий 11 сентября 2001 года в США. Учитывая особую уязвимость транспортного комплекса к терактам, руководители восьми ведущих государств мира в Кананаскисе, Эвиане и Саванне подписали ряд совместных документов, предусматривающих повышенные обязательства сторон по мерам противодействия терроризму, что накладывает на Россию дополнительные обязательства в этой сфере. В настоящее время отдельные вопросы в области обеспечения транспортной безопасности нашли свое отражение в ряде законодательных актов, таких как: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и некоторых других. В то же время единая государственная система обеспечения транспортной безопасности в российском законодательстве отсутствует, а выше перечисленные действующие отдельные правовые нормы не соответствуют имеющемуся характеру и уровню угроз.

Так, в нормативном правовом и организационно-управленческом плане до настоящего времени в недостаточной мере решены вопросы:

- реализации системы государственного управления в области обеспечения транспортной безопасности;

- упорядочения отношений между государственными органами и субъектами транспортной инфраструктуры в области транспортной безопасности (которые в результате экономических реформ все более становятся негосударственными предприятиями);

- ресурсного обеспечения транспортной безопасности, в том числе финансирования, подготовки квалифицированных кадров, внедрения научно-технических разработок, особенно в условиях государственно-частного партнерства;

- информационного обеспечения в области транспортной безопасности, включая порядок получения от субъектов транспортной инфраструктуры и предоставлении уполномоченным федеральным органам исполнительной власти персональных сведений о пассажирах;

- гармонизации российского законодательства и правовой практики с международными нормами и стандартами, которые Российская Федерация должна соблюдать в силу взятых на себя обязательств. Перечисленные и ряд других пробелов правового регулирования в области транспортной безопасности в Российской Федерации призван восполнить Федеральный закон "О транспортной безопасности", который должен стать основным нормативным правовым актом в области обеспечения транспортной безопасности, определить единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности для всех видов транспорта.

Предметом нормативного регулирования в настоящем законопроекте являются правовые, организационные, экономические и иные отношения в сфере транспорта, направленные на обеспечение защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Действие законопроекта распространяется на объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства. Целями настоящего законопроекта являются: создание условий для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в транспортном комплексе, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств от актов незаконного вмешательства, обеспечивающих национальную безопасность и экономическое развитие страны; создание эффективной системы государственного управления в области транспортной безопасности; содействие внедрению современных технологий и стандартов в области обеспечения транспортной безопасности; гармонизация российского законодательства с международными нормативными правовыми актами.

Основные положения законопроекта "О транспортной безопасности" призваны объединить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности для различных видов транспорта, в единый институт законодательства, устранить пробелы и противоречия в действующем законодательстве, конкретизировать нормы законодательства по противодействию терроризму применительно к транспортному комплексу с учетом его специфики.

В число основных положений законопроекта входят:

- введение в российские законодательство правовой категории - транспортная безопасность;

- формулирование целей, задач и принципов регулирования в области обеспечения транспортной безопасности;

- создание системы обеспечения транспортной безопасности;

- упорядочение механизмов создания, исполнения и надзора за исполнением правовых норм в области обеспечения транспортной безопасности;

- гармонизация национальных процедур в области обеспечения транспортной безопасности с международными стандартами и требованиями. Реализация принятого законопроекта предусматривает создание системы дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы обеспечения транспортной безопасности применительно к различным видам транспорта с учетом их особенностей и специфики деятельности субъектов транспортной инфраструктуры. Социально-экономическими последствиями принятия законопроекта являются повышение защищенности жизни, здоровья, имущественных интересов субъектов транспортной инфраструктуры, создание условий для увеличения грузо- и пассажироперевозок российскими транспортными компаниями, а также перевозок, выполняемых международными транспортными операторами на российских участках международных транспортных коридоров.

Принятие законопроекта обеспечит укрепление внешнеполитического престижа Российской Федерации, сохранение за Российской Федерацией одного из ведущих мест на международном рынке транспортных услуг, повышение конкурентоспособности российских транспортных компаний на международном рынке транспортных услуг.

http://www.akdi.ru/GD/proekt/097553cm.shtm#097501$002
Материалы подготовлены "АКДИ Экономика и жизнь"
Материалы предоставлены Секретариатом Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ