Проект обращения православных христиан Новосибирска

Карта «светлого будущего»

Как известно, руководящие органы межрегиональных ассоциаций «Сибирское соглашение» и сибирских и дальневосточных городов настоятельно рекомендуют администрациям регионов начать поэтапное внедрение проекта "Социальная карта". Рекламируемые преимущества нововведения завораживают: точное и быстрое оказание социальной поддержки населению, понятность и удобность для любого человека, максимальная прозрачность, надежность и высокая скорость всех денежных потоков, возможность широкого применения (от зарплатной банковской карты до единого проездного билета). Гораздо менее широко распространена важная информация о том, каким образом решаются эти задачи и не несет ли переход к именным смарт-картам каких-либо существенных угроз личности и обществу. Есть основания считать, что предлагаемая система значительно превосходит декларируемую цель. Что под видом механизма реализации социальных льгот противозаконно, обманным путем навязывается опасное средство тотальной слежки за каждым человеком.

1. Всемирная стройка.

Уже сегодня в условиях бурного развития информационных технологий в многочисленных базах данных ускоренно собираются все более неограниченные сведения о мире, обществе и человеке, в том числе личного характера. Компьютерные системы учета становятся по своему значению выше, чем сами объекты учета, само существование которых ставится в зависимость от регистрации в системе. Обеспечение адресности социальной помощи и ведение автоматизированного персонифицированного учета населения предполагает детальное отслеживание нужд, проблем, доходов каждого человека и предоставляемой ему поддержки. Совмещение учетных и платежных функций позволяет контролировать растущую долю электронных безналичных операций. Построение единого информационного пространства путем интеграции информационных ресурсов, их использования сторонними организациями ведет к созданию объединенных баз данных, распределенных по неограниченному числу пользователей, с заранее не определенными целями и сроками использования, к распространению и разглашению информации о гражданах. Бумажный документооборот заменяется на электронный.Реализуются принципы "одного окна" и полной автоматизации принятия решений (расчетов платежей, субсидий,льгот и пр.). За этим следуют конфликт между многообразием человеческих отношений и состояний и неизбежной жесткой унификацией содержимого баз данных, непреодолимая изоляция власти от нестандартных проблем граждан, невозможность или сложность установления факта умышленного внесения искажений в документы и вообще любой фальсификации со стороны системы.

Национальные, региональные и ведомственные информационные системы учета населения строятся по единым международным стандартам (включающим общие справочники, форматы обмена данными и пр.), с использованием однотипных программных и аппаратных средств, обеспечивающих совместимость между собой применяемых программно-технических решений на любом уровне. Основным связующим звеном между базами данных в различных системах учета служат так называемые регистры (списки), содержащие основные идентификационные данные о людях. Ключем доступа к электронному досье на человека служат уникальные пожизненные цифровые идентификаторы, которые являются как правило, последовательностями цифр, но могут выражаться и в буквенно-цифровом виде, присваиваются одновременно людям и их электронным досье (счетам, делам, записям и т.д.) и используются для поиска по номеру человека среди многих других номеров в базе данных номера досье, равного номеру человека.

Эти главные индивидуализирующие признаки человека всегда однозначно заменяют все другие его идентификационные характеристики и являются полными функциональными аналогами имени объекта (в данном случае, человека), однозначно обозначая или именуя объект системы с целью выделения его из других, ему подобных. (См., например, Microsoft Press. Толковый словарь по вычислительной технике. М. Издательский отдел «Русская редакция». 1995; Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. М., 1995)

Стремительно развиваются и внедряются технологии автоматизированного узнавания (автоматической идентификации) объектов, когда их идентификационные номера (в виде штрих–кода, машинно - считываемой записи данных или содержащиеся в микрочипах с радиочастотной меткой) считывается специальным устройством для нахождения информации о них в информационных хранилищах. В том случае, когда номер человека находится на бумажном или пластиковом документе, для автоматического подтверждения его действительной принадлежности владельцу необходимо еще одно действие - биометрическая аутентификация, сравнение реально предъявляемых и измеряемых параметров человека (отпечатков пальцев и пр.) с теми данными, которые предварительно были сосканированы, оцифрованы и записаны в микрочип документа. Поэтому согласно технологическим принципам автоматической идентификации номер объекта учета должен быть нанесен непосредственно на объект. Автоматическая идентификация человека с помощью имплантируемых микропроцессорных устройств уже применяется в ряде стран мира. В документах Евросоюза ( группы по этике в науке и новых технологиях при Европейской комиссии ) уже говорится об использовании вживляемых микрочипов («человеческих штрих-кодов» или «подкожных смарт-карт») в целях слежки за гражданами либо манипулирования ими, для приведения поведения людей в нормальные для общества рамки, для удаленного управления людьми, подавляющего их волю, для создания с их помощью классово разделенного (двухклассового) общества, для усиления биологических и психологических способностей, трансформации человеческой расы.

Прототипом упомянутого электронного удостоверения личности является так называемая социальная карта ( москвича, петербуржца, екатеринбуржца, челябинца, пр.). Проект основан на ведении единого социального регистра населения и интеграции различных информационных ресурсов (ОПВС, ИМНС, ЗАГС, ФОМС, медицинских учреждений, аптек, торгово-сервисных, автотранспортных предприятий, ЖЭУ, органов страхования, банков и пр.) в единую базу данных. Персональным электронным ключом к информации о человеке в такой автоматизированной учетно-информационной системе служит именная многофункциональная микропроцессорная карта. В памяти карты содержатся опознавательные характеристики (социальный и другие уникальные номера) пользователя карты, сведения о получении заработной платы, стипендий, пенсий, субсидий, компенсаций, пособий, медицинской помощи и лекарств, об оплате коммунальных услуг, телефонной платы, услуг интернет-провайдеров, операторов мобильной и пейджинговой связи, штрафов ГИБДД, о поездках в пассажирском транспорте, осуществлении безналичных расчетов, получении и погашении кредитов, хранении и накаплении денежных средств, получении льгот, скидок, процентов и пр. Сведения эти размещены в различных секторах памяти, что позволяет контролировать целевое использование средств с того или иного субсчета карты. Вся эта конфиденциальная информация автоматизированно передается через специальные устройства (терминалы) в объединенные информационные базы и недоступна без специальных знаний и оборудования. За счет создания широкой сети устройств самообслуживания, развития дополнительных возможностей многофункциональных карт и пр. растет доля безналичных операций, постепенно отменяется хождение наличных денег и происходит переход на электронные безналичные деньги.

Подготовке основы «Социальной карты» служит развитие автоматизированной системы сбора жилищно-коммунальных и вообще любых других платежей "Город". Система предполагает создание единого социального регистра и региональной единой информационной системы, полную прозрачность не только финансовых, но и информационных потоков, в т.ч. конфиденциального характера, неограниченное наращивание сети пунктов оплаты, поставщиков услуг и ассортимента платежей, платежных средств (от мобильных телефонов и интернета до идентификационных карт плательщика для идентификации по уникальному номеру вместо ФИО и адреса).

Более современные социальные карты являются бесконтактными. Обмен информацией между радиочастотной меткой, находящейся на такой карте, и считывающим переносным терминалом (например, весом 200 грамм и габаритами 186 x 27 x 77 миллиметров) осуществляется в течение 2-х секунд на расстоянии до 10 сантиметров с помощью радиосигнала. Прочем дальность действия определяется не стандартом, а мощностью передатчика и чувствительностью приемника. При помощи специальных радиоэлектронных средств, встроенных в домофоны, кодовые замки, сотовые телефоны, компьютеры и т.д., технически возможен скрытный сбор информации о человеке без его ведома и согласия, причем проконтролировать и воспрепятствовать этому невозможно.

В автоматизированных информационных системах, действующих с применением технологий автоматической идентификации, в принципе невозможно предусмотреть механизмы, обеспечивающие реализацию свободного и осведомленного согласия или запрета человека на сбор, обработку, использование и распространение данных о нем и защиту этих сведений. Все происходит независимо от его воли, желания, даже его понимания и осознания того, что о нем и окружающем его мире собирается информация. Доступ, объем, содержание, автоматическую обработку и цели использования информации контролирует владелец системы, который знает о человеке больше, чем сам человек, так как знает обстоятельства, не известные человеку, о которых человек может и не догадываться и так никогда и не узнать, но которые можно использовать при принятии того или иного решения, в том числе, использовать их против самого человека. А значит можно моделировать ситуацию, управлять поведением человека: направлять человека на совершение действий, угодных владельцу информационной системы. Таким образом можно ограничить волю человека и воздействовать на человека по мировоззренческим признакам. Это дает колоссальные возможности для того, чтобы манипулировать людьми, причем совершенно анонимно и бесконтрольно.

Руководит процессом наднациональный международный орган власти («Большая Восьмерка», G-8), в 2000 г. принявший Хартию глобального информационного общества, в 2001 г. потребовавший прозрачности государственных границ, национальных экономик и национальных правительств, в 2002 г. начавший создавать всемирную систему «транспортной безопасности», в 2003 г. одобривший курс на разработку и введение биометрических документов и систем глобального транспортного контроля, в 2004 г. решивший перевести в самое ближайшее время всемирную транспортную систему на персонифицированную идентификацию пассажиров по биометрическим данным, занесенным в чип, содержащийся в удостоверении личности.

Все это позволяет заключить, что мировое сообщество в целом, и Россия в частности, переживают «бесшумные», но весьма радикальные изменения общественного устройства. Идет построение новой цивилизации — всемирного информационного сетевого общества. Упраздняется само понятие государства. Создается единая распределенная информационная система, позволяющая контролировать все товарно-денежные отношения, всю жизнедеятельность человека. Каждый человек становится обезличенным «узлом сети» или объектом управления, наряду с любыми объектами неживой природы (товарами, транспортными средствами, организациями) и животными. Это превращает человека в жестко управляемый придаток компьютерной системы, ведет к беспрецедентному сужению интимной, внутренней, потаенной части жизни, к полной утрате всех прав и свобод личности.

2. Мешающий закон.

Наличие основных прав и свобод личности предполагает, что человек является единственным законным собственником информации о себе и, даже если и разрешает собирать, хранить и использовать инфомацию о себе другим лицам, оформив это разрешение соответственным образом, то все равно, при любых обстоятельствах, остается главным ее распорядителем. Человека можно индивидуализировать только по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения и месту проживания. Включение в перечень основных индивидуализирующих признаков человека идентификационного кода является ограничением правосубъектности человека, превращением его из субъекта общественных отношений в объект регулирования, грубым оскорбление достоинства человека, посягает на неприкосновенность человеческой личности, свободу его убеждений, противоречит природе отечественной культуры и самосознания личности.

Игнорирование этих основополагающих требований создает основу для нарушения конституционных принципов личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, достоинства личности, как основы всех прав человека на государственном уровне (ст.ст. 18, 21-24 Конституции РФ). Нумерация людей является преступлением против человечности, квалифицированным в качестве такового документами Международного Нюрнбергского военного трибунала 1946 г. (т.1, с.40, т.1, с.448, т.2, с.865, 872-873, т.2, с.910 сборника материалов Нюрнбергского процесса, Москва, «Юридическая литература», 1954). Достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. (Ст.ст. 19, 150 ГК РФ.)

Введение "Социальной карты" не только полностью игнорирует перечисленные основы законодательства, но и грубо нарушает закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации", принципы которого отражены во множестве актов: Трудовом кодексе (гл. 14), законах об актах гражданского состояния, о гос. банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, о почтовой связи и др. Согласно этому закону ( См. ст. ст. 2, 11, 14 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации", стр.стр. 70-73, 75, 95 Комментария к закону В.В. Погуляева,Е.А.Моргуновов (М, ЗАО Юстицинформ, 2004)):

- Перечни сведений о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональных данных), включаемых в состав информационных ресурсов любых ведомств и организаций, должны быть определены на уровне федерального закона. Перечень таких сведений не может быть определен другими правовыми актами РФ, правовыми актами, в том числе законами, субьектов РФ, органов местного самоуправления, локальными актами организаций.

Федеральный закон, которым утверждены параметры любых информационных ресурсов, связанных с "Социальной картой" (например, единого социального регистра населения и основанной на нем интегрированной учетно-информационной системы), отсутствует.

- Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Это значит, что к ним нет свободного доступа, что получить к ним доступ можно только при наличии согласия об этом со стороны лица, к которому относятся персональные данные. Сбор, хранение, использование и распространение (передача) персональных данных, как информации о частной жизни, без согласия человека, кроме как на основании судебного решения не допускаются.

Персональные сведения включаются в состав ресурсов, используются или передаются третьим лицам без свободного согласия гражданина, выраженного в письменной форме. Технически невозможно проконтролировать и воспрепятствовать скрытой идентификации и считыванию информации с карты. Это позволяет любому при помощи специальных радиоэлектронных средств собирать информацию о частной жизни граждан.

- Граждане имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

Механизм ознакомления и аудита граждан за информацией о них, записанной на карте, собранной посредством нее, о том, кто и в каких целях может использовать, вправе использовать и использовал собранные сведения, отсутствует. Нет описания содержания памяти карты и порядка доступа к ней, всей информации, занесенной в смарт-карту, порядка формирования, изменения и удаления номера карты, назначения штрих-кода и порядка его применения, дальнейшей обработки информации, получаемой посредством карты.

- Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.

Альтернативы данной форме реализации интересов и прав граждан не предусмотрено.

- Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке.

3. Беззаконие в действии.

Строители нового порядка уже сейчас полностью игнорируют неудобные им, ранее принятые законодателем нормы, тормозят принятие более четкого закона об информации персонального характера, проект которого внесен еще в 1998 году, модельный закон СНГ принят в 1999 году. Реализация основных прав и свобод человека ставится в зависимость от согласия стать объектом автоматической идентификации в глобальной информационной системе учета и контроля, в зависимость от отказа от права на неприкосновенность частной жизни, от права распоряжаться своей конфиденциальной информацией. Это недобровольное и неинформированное согласие является обязательным условием реализации обязанности платить налоги, коммунальные и прочие платежи, обязательного пенсионного, медицинского и прочего страхования, права на социальную помощь, имущественных и неимущественных прав и пр.

Так плательщики налогов принуждаются к согласию на индивидуализацию по идентификационному номеру налогоплательщика в автоматизированной информационной системе налоговых органов, к указанию ИНН в подаваемых в налоговый орган документах. Всем работающим гражданам и пенсионерам навязана обязанность пройти регистрацию в органах Пенсионного Фонда, иметь страховое свидетельство, содержащее уникальный код застрахованного лица (СНИЛС), предъявлять его страхователю при поступлению на работу или заключении договоров, по которым начисляются страховые взносы, а также работникам органов ПФ. Право на государственную социальную помощь участникам войн, ветеранам, инвалидам и др. реализуется путем ведения электронных регистров, содержащих тот же страховой номер.

Безо всяких правовых оснований созданы и поддерживаются в актуальном состоянии базы данных, в которых осуществляется детальный персонифицированный учет, информация из которых на основе подзаконных нормативных актов и договоров используется в системе информационного обмена между различными организациями, в том числе по открытым каналам связи. Практически игнорируется отсутствие надежного механизма гарантий защиты информации в электронном виде (а при применении автоматической идентификации защита в принципе невозможна) от несанкционированных воздействий. Задача защиты информации чаще всего решается чисто номинально, «с учетом материально-технических возможностей», а ответственность за утечку информации ничтожна.

Состав большинства информационных ресурсов любых ведомств и организаций, содержащих персональные данные, не определен на уровне федерального закона. Это, например :

- Ресурс «Сведения о физических лицах» и другие налоговые ресурсы, в состав которых входят не обобщающие показатели, а конфиденциальная информация, а качестве идентификационных характеристик - ИНН, страховой номер, который присваивается и передается ПФ РФ, системный номер (уникальный номер объекта учета).

- Регистры лиц, имеющих право на получение гос. социальной помощи за счет средств бюджетов субъекта РФ, которые служат основанием для предоставления мер социальной поддержки только тем гражданам, которые в него внесены.

- Персонифицированные реестры, создаваемые жилищно-коммунальными, связи, медицинского страхования, аптечными, медицинскими и прочими учреждениям, организациям, предприятиям, содержащие исчерпывающую информацию об оказанных человеку услугах и предоставленных мерах социальной поддержки.

- Консолидированная база данных системы "Город", в состав которой входят полученные от многочисленных организаций сведения об их абонентах в развитии (ФИО, адрес, номера карты, телефона, пейджера, лицевого счета, договора, пр. персональные данные, суммы их долга по административным штрафам, квартплате, за электричество, тепло и горячую воду, газ, воду и канализование, обслуживание лифтов, антенн, вывоз мусора, кабельное телевидение, телефон, сотовую, пейджинговую, междугородную и международную связь, интернет, страхование жилья, охрану квартир и пр.) и история платежей.

Персональные данные включаются в состав информационных ресурсов любых ведомств и организаций, используются или передаются третьим лицам без свободного согласия гражданина, выраженного в письменной форме, в отсутствии порядка ознакомления их о том, какая информация о нем, кем и в каких целях собирается, хранится, используется, и кому передается. Это, например, относится к :

- Включению (вопреки Налоговому кодексу) в государственный реестр налогоплательщиков данных не только о налогоплательщиках в период обязанности платить налоги, но и о физических лицах, не являющихся налогоплательщиками, в том числе о детях.

- Включению (при отсутствиии данных законом полномочий) сведений о физических лицах в налоговые ресурсы, их использованию, предоставлению за плату или бесплатно любым сторонним лицам и организациям.

- Передаче органами соц. защиты жилищно-коммунальным, связи, медицинского страхования, аптечным, медицинским и прочим учреждениям, организациям, предприятиям регистров (персональных данных, содержащихся в регистрах) лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

- Передаче учреждениями, организациями, предприятиями сторонним организациям, в том числе по открытым каналам связи, персонифицированных реестров, содержащих в том числе сведения об абонентах операторов связи, оказываемых им услугах связи, о передаваемых сообщениях, фактах обращения за медицинской помощью, диагнозах (заболеваниях), оказанной медицинской помощи, выписанных и отпущенных лекарствах и пр.

- Передаче учреждениями, организациями, предприятиями органам соц. защиты незащищенных сведений о всех своих абонентах (доходы, состав семьи, документы на владение и пользование жилым помещением, суммы платежей и задолженностей за жилье и коммунальные услуги и пр.), а не только о заявителях - получателях субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг,

- Передаче получателями платежей (например, административных штрафов), поставщиками услуг (для отдельных городов это уже сотни организаций) оператору системы "Город" информации о всех своих абонентах, а не только о клиентах системы.

- Передаче сведений из единой базы данных системы "Город" организациям, принимающим платежи (сотни пунктов приема платежей в банках, отделениях связи и др. в отдельном городе), доступности этих сведений для просмотра и изменения в режиме реального времени.

Тем самым грубо нарушаются не только указанные выше статьи закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации", но и, например, ст. ст. 53, 63 закона о связи, ст.ст. 30, 31, 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Согласно им сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи являются конфиденциальной информацией. Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия в письменной форме абонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения о передаваемых сообщениях могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами, например, при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении следственных действий. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только в пяти строго определенных случаях.

На фоне названных нарушений уже не удивляет незаконное принуждение, например :

- Граждан и поставщиков услуг (включая бывшие общежития, товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы) к использованию системы "Город", ликвидидация без их согласия иных форм оплаты услуг, замена более удобных, понятных и надежных квитанций на кассовые чеки, чем причиняется вред гражданам, затрудняется реализация их прав и свобод .

- Работников предприятий и организаций к смене формы выплаты им зарплаты – получению пластиковых карт и перечислению средств на лицевые карточные счета в банке. В то время как в соответствии со ст. 131,136 Трудового Кодекса выплата заработной платы должна производиться непосредственно работнику в денежной форме, как правило, в месте выполнения им работы, и только по заявлению или с согласия работника перечисляться на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

- Граждан (в не указанных в законодательстве случаях) к получению и предъявлению свидетельств о присвоении ИНН, пенсионного страхового свидетельства, предоставлению ИНН и страхового номера. Например, работодателями, банками, комиссионными магазинами, городской администрацией (ИНН), медицинскими учреждениями (страховой номер).

- Граждан к дактилоскопической регистрации в случах, не указанных в ст. 9 закона о государственной дактилоскопической регистрации в РФ.

4. Выводы.

Все создаваемые информационные системы сбора, хранения, обработки и передачи данных персонального характера должны соответстствовать определенным принципам безопасной практики, сохраняющей честь и достоинство личности при сборе, хранении и обработке персональных данных, а уже действующие, но не отвечающие этим принципам, должны быть упразднены. Все случаи нарушения прав собственности на информацию персонального характера должны рассматриваться в судебном порядке и преследоваться по закону.

Принципы эти могут быть следующими:

- Присвоение идентификационных номеров без личного добровольного согласия недопустимо. Недопустима никакая дискриминация в связи с отказом от принятия и использования цифрового идентификатора.

- Сведения личного характера пользуются особой защитой. Частные интересы преобладают над общественными при защите сферы личной жизни .

- Сбор информации личного характера и идентификация не должны быть тайными. Недопустим тайный сбор данных и их нецелевое использование .

- Идентификация человека в автоматическом режиме недопустима. Недопустима никакая дискриминация в связи с отказом от автоматической идентификации.

- Ознакомление с материалами, содержащими сведения личного характера, может иметь место только с выраженного согласия личности, которой эти материалы касаются .

- Недопустимо объединение информационных ресурсов в единую распределенную базу данных с одним общим идентификатором .

- Аналитическая обработка данных, содержащая персональные данные, должна производиться только на уровне сбора этих данных. Информационные ресурсы не должны иметь многоуровневую структуру , при которой с нижнего уровня все данные в полном объеме переходят на другой уровень для другой целевой обработки .

- Обработка данных служит конкретным целям и осуществляется только в соответствии с этими целями.

- Данные являются адекватными ( не чрезмерными ). Данные являются точными .

- Данные не сохраняются дольше необходимого и по достижении заданной цели уничтожаются. Данные хранятся в безопасности.

- Данные обрабатываются в соответствии с конституционными и международными правами, не ущемляя естественного права на честь и достоинство, доброе имя личности .

- Данные не пересылаются другим организациям, частным лицам или заграницу без добровольного согласия, и каждый такой акт передачи, каждый раз оформляется соответствующим образом .

- На всех этапах сбора, хранения, обработки и передачи информации персонального характера должна быть персональная ответственность лиц, исполняющих эти действия. Любые действия с персональными данными должны быть документированы с указанием имени и фамилии ответственного лица; цели, объема и способа обработки личных данных; даты последнего внесения исправлений в личные данные субъекта данных; источник приобретения личных данных, если законом не запрещено разглашение данных сведений; методы автоматизированной обработки, применяемые в системах автоматизированной обработки данных, о применении которых принимались индивидуальные автоматизированные решения.

В целях самозащиты своих прав на имя, честь и достоинство личности граждане вправе потребовать исключить их персональные данные, обработанные с нарушением требований законодательства, включенные в информационные ресурсы (федеральные, совместного ведения, субъектов РФ, органов местного самоуправления, получаемые и собираемые негосударственными организациями), а также созданные с нарушением требований законодательства, в том числе в случаях:

- Если состав (перечень включаемых персональных сведений) этих ресурсов не закреплен на уровне федерального закона.

- Если сбор, хранение, использование и передача данных третьим лицам этих данных произошли или происходят без свободного согласия граждан, выраженного в письменной форме, тем более в коммерческих целях.

- Если на основании персональных данных, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения, принимаются официальные решения, затрагивающие интересы граждан.

- Если не определен порядок предоставления полной документированной информации, которая касается граждан, свободного бесплатного доступа к их персональным данным, включая копии любой записи, содержащей их персональные данные, не создан механизм реализации права знать, какая информация о них, кем и в каких целях собирается, хранится, используется, передается.

- Если идентификация граждан в этих ресурсах происходит не по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения и месту проживания, а по другим индивидуализирующим признакам (идентификационным номерам).

- Если не обеспечена возможность ознакомления граждан с существенной информаций, документами и материалами, исчерпывающе описывающими свойства информационных ресурсов, как непосредственно затрагивающими их права и свободы.

На основании вышеизложенного для многих граждан могут быть неприемлемы:

- любые разновидности бесконтактных смарт-карт, несущих любую информацию о человеке;

- любые виды именных смарт-карт;

- любые введения новых технологий, лишающих людей полноценной альтернативы (например, реализации права на льготу только путем именной смарт-карты).