РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ГОСРЕГИСТРА НАСЕЛЕНИЯ И РАЗДАЧЕ КАЖДОМУ ВОВЕКИ ЕГО СИСТЕМНОГО ИМЕНИ - ЛИЧНОГО КОДА - ПРИНЯТО. ДО УЗАКОНЕННОГО ОБЩЕСТВА "СЧАСТЛИВЫХ РАБОВ" ОСТАЛОСЬ ДАЖЕ ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ СРОКАМ - 2-3 ГОДА

 

Правительство создаст систему персонального учета россиян

Правительство России одобрило концепцию создания системы персонального учета населения Российской Федерации. Соответствующее распоряжение, как сообщает пресс-служба правительства, подписал премьер-министр Михаил Фрадков.

Концепция разработана Министерством экономического развития и торговли совместно с Министерством информационных технологий и связи и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центральной избирательной комиссии.

МЭРТ совместно с Мининформсвязи поручено внести во II квартале текущего года в установленном порядке в правительство проекты соответствующих решений кабинета министра.

Система персонального учета представляет собой территориально распределенную информационную систему, функционирующую на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающую взаимодействие автоматизированных систем учета органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в части сбора, хранения, передачи и использования персональных данных граждан. Данная система будет создаваться в течение семи лет в три этапа.

При создании системы персонального учета населения России будет осуществлено введение единого идентификатора персональных данных, обеспечивающего возможность однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу; создание госрегистра населения, содержащего актуальные первичные идентификационные данные граждан и соответствующие им идентификаторы персональных данных; интеграция и обеспечение взаимодействия различных автоматизированных систем учета, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональных данных в электронном виде; обеспечение доступа к персональным данным, размещаемым в автоматизированных системах учета, заинтересованных органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций на межведомственном уровне, в соответствии с утверждаемыми регламентами; разработка порядка предоставления информационных услуг населению.

Для надежной идентификации личности кроме идентификатора персональных данных в госрегистр населения предполагается включение первичных идентификационных данных (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол). Их подготовка и ввод в государственный регистр населения будут осуществляться из автоматизированных систем учета, содержащих первичные идентификационные данные.

По оценке разработчиков концепции, создание системы персонального учета позволит повысить эффективность борьбы с преступностью, терроризмом и правонарушениями; повысить собираемость платежей в бюджеты всех уровней; оптимизировать контроль за миграционными процессами; устранить (исключить) дублирование сбора персональных данных и многократный их ввод в различные автоматизированные системы учета, сократить потери времени при обращении граждан в органы государственной власти при их информационном обслуживании.

Кроме того, внедрение этой системы позволит реализовать адресный и дифференцированный подход к предоставлению социальной помощи, медицинского и пенсионного обеспечения.

Создание системы персонального учета обеспечит информационно-аналитическую основу для повышения качества социально-экономических и политических решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

14.06.2005

Постоянный адрес статьи: http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/society/2005/06/14/14141055_bod.shtml

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
w w w . g o v e r n m e n t . r u

Опубликовано:
11.06.2005

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 9 июня 2005 г. # 748-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы персонального учета населения Российской Федерации.

2. Минэкономразвития России совместно с Мининформсвязи России внести во II квартале 2005 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. # 65 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, # 5, ст. 531), в части мероприятий по созданию системы персонального учета населения Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 июня 2005 г. # 748-р

К О Н Ц Е П Ц И Я

создания системы персонального учета населения Российской Федерации

I. Введение

Концепция создания системы персонального учета населения Российской Федерации (далее - Концепция) разработана Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Система персонального учета населения Российской Федерации (далее - система персонального учета) - это система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными данными о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации (далее - граждане), на основе современных информационных технологий в рамках обеспечения конституционных прав граждан, а также предоставления услуг населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Концепция определяет роль и место системы персонального учета в структуре государственных информационных систем и ресурсов, цели, принципы, структуру, функции и основные этапы создания и развития системы персонального учета, а также источники финансирования.

Концепция также содержит предложения по формированию нормативной правовой базы, необходимой для функционирования системы персонального учета и обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан при сборе и использовании их персональных данных.

Положения Концепции не носят обязательного характера для создания, развития и обеспечения функционирования отдельных автоматизированных информационных систем учета населения, реализуемых в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

II. Предпосылки создания системы персонального учета населения Российской Федерации

Важным условием обеспечения социально-экономического развития и безопасности государства является наличие в органах государственной власти и органах местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации:

Персональные данные указанных лиц необходимы органам государственной власти и органам местного самоуправления для обеспечения адресности и эффективности государственной социальной поддержки, собираемости налогов в бюджеты всех уровней и их рационального распределения, проведения основных структурных реформ, обеспечения общественной безопасности и охраны порядка, контроля миграционных процессов, противодействия терроризму, повышения эффективности работы органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан.

В настоящее время учет населения Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе регистрации и постановки на учет населения в следующем порядке:

В целях повышения эффективности сбора персональных данных и их использования созданы государственные, ведомственные и муниципальные автоматизированные информационные системы учета населения (далее - автоматизированные системы учета).

Действующая в настоящее время государственная система учета населения формировалась в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, а также нескоординированности и несогласованности создания автоматизированных систем учета между собой.

В связи с этим имеется ряд проблем:

Исходя из изложенного представляется необходимым обеспечить единый порядок сбора и использования персональных данных, а также создать систему персонального учета на основе интеграции автоматизированных систем учета в рамках единого информационного пространства.

III. Цели создания системы персонального учета населения Российской Федерации

Система персонального учета создается в целях повышения эффективности:

Достижение указанных целей возможно при осуществлении следующих мероприятий:

При создании системы персонального учета необходимо учитывать опыт органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по созданию и объединению автоматизированных систем учета, созданию государственного регистра населения в отдельных регионах, а также использовать уже имеющуюся информационно-технологическую инфраструктуру, созданную в рамках реализации соответствующих проектов.

IV. Принципы создания и развития системы персонального учета населения Российской Федерации

Создание системы персонального учета осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

V. Структура и функции системы персонального учета населения Российской Федерации

Система персонального учета представляет собой территориально распределенную информационную систему, функционирующую на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающую взаимодействие автоматизированных систем учета органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в части сбора, хранения, передачи и использования персональных данных граждан.

Для обеспечения взаимодействия автоматизированных систем учета в рамках системы персонального учета, а также контроля обмена данными между ними создаются интеграционные компоненты системы персонального учета, которые настраиваются в каждом конкретном случае в зависимости от прогнозируемых объемов загрузки, требований по обеспечению производительности и информационной безопасности взаимодействия.

На федеральном и региональном уровнях создаются также репозитории, обеспечивающие авторизацию и маршрутизацию информационных запросов пользователей, гарантированную доставку персональных данных различных автоматизированных систем учета до пользователя, актуализацию содержащихся в них данных на основе утверждаемых регламентов взаимодействия.

Указанные репозитории включают:

Кроме того, в репозитории федерального уровня осуществляется хранение всех идентификаторов персональных данных с соответствующими им первичными идентификационными данными.

При построении системы персонального учета для надежной идентификации личности кроме идентификатора персональных данных в государственный регистр населения предполагается включение первичных идентификационных данных (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол). Их подготовка и ввод в государственный регистр населения будут осуществляться из автоматизированных систем учета, содержащих первичные идентификационные данные. Количество региональных компонентов системы персонального учета может быть меньше общего числа субъектов Российской Федерации в зависимости от наличия и уровня развития в конкретном регионе информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры.

На муниципальном уровне создаются интеграционные компоненты взаимодействия с системой персонального учета в муниципальных автоматизированных системах учета.

Взаимодействие автоматизированных систем учета осуществляется на основе единых форматов обмена данными с учетом требований по обеспечению информационной безопасности.

Доступ населения, сотрудников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций к персональным данным в системе персонального учета осуществляется в рамках регламентов, разрабатываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для подготовки аналитических и обобщенных данных о населении разрабатываются отдельные регламенты.

Состав пользователей системы персонального учета и соответствующие регламенты доступа к ней, а также порядок предоставления информационных услуг на ее основе определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пользователями системы персонального учета могут стать:

Для обеспечения доступа к системе персонального учета должна быть предусмотрена процедура авторизации пользователей в соответствии с требованиями обеспечения информационной безопасности.

VI. Нормативно-правовое обеспечение системы персонального учета населения Российской Федерации

Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 24 закрепляет норму, в соответствии с которой сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Таким образом, сбор персональной информации возможен только на основании федерального закона.

В целях создания нормативной правовой базы для развития и функционирования системы персонального учета необходимо регламентировать отношения, связанные с:

В целях развития и функционирования системы персонального учета необходимо принять нормативные правовые акты, определяющие понятие, структуру, виды персональной информации, порядок доступа к ней, права и обязанности пользователей и держателей баз данных персональной информации, порядок и условия сбора, хранения, использования и распространения персональных данных. Указанные нормативные правовые акты должны иметь статус федеральных законов и определять все основные термины и понятия системы персонального учета.

VII. Организация создания, обеспечения функционирования и развития, источники финансирования системы персонального учета населения Российской Федерации

В целях создания институциональных основ функционирования системы персонального учета соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо:

Полномочия, ответственность и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти определяются на этапе формирования нормативно-правового обеспечения создания системы персонального учета.

Финансирование работ по созданию и функционированию системы персонального учета предполагается осуществлять за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Подробное описание финансовых затрат, источников финансирования, ресурсного обеспечения системы персонального учета по этапам реализации должно быть проведено на этапе проектирования системы персонального учета.

VIII. Оценка экономической и социальной эффективности создания системы персонального учета населения Российской Федерации

Создание системы персонального учета позволит обеспечить:

Создание системы персонального учета обеспечит информационно-аналитическую основу для повышения качества социально-экономических и политических решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

IХ. Этапы создания системы персонального учета населения Российской Федерации

Определение этапов создания системы персонального учета основывается на результатах анализа итогов выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в 2002-2003 годах, а также на оценке уровня развития информационно-технологической инфраструктуры существующих автоматизированных систем учета, качества и полноты их информационного наполнения.

При построении системы персонального учета осуществляются анализ существующих автоматизированных систем учета, уровня развития их информационно-технологической инфраструктуры, существующих процедур сбора и актуализации персональных данных, их объема, структуры и качества, а также определение требований по их модификации и доработке.

На первом этапе осуществляются:

На первом этапе построения системы персонального учета в основном выполняются существующие административные регламенты по межведомственному информационному обмену персональными данными и оказанию услуг населению с использованием персональной информации, в том числе подготовка первичных идентификационных данных.

На втором этапе осуществляются:

На третьем этапе осуществляются:

Ориентировочный срок создания системы - 7 лет.

____________

Москва,

11 июня 2005 г.,

N 1002

Документ: http://www.government.ru/data/news_text.html?he_id=103&news_id=17711