Георгий ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Религиозная война

 

Коренное отличие новой войны в Ираке от прочих войн состоит в том, что в новейшей истории еще не было такой масштабной попытки представить нападение одного государства на другое религиозной войной “добра” со “злом”.

30 марта парижская Le Monde опубликовала передовую статью “Бог и Америка”. Газета писала, что выступления Буша “начинены ссылками на Бога”, но при этом “ни о какой конкретной религии речь не идет”. Непрестанное поминание американским президентом имени Бога всуе, с одной стороны, приводит сотни миллионов мусульман к мысли о том, что речь идет о “столкновение цивилизаций и религий”, с другой стороны, отмечал автор передовой, христиане, в том числе принадлежащие к той же конфессии, что семейство Бушей, не узнают себя в этой апологии войны.

Это так. Верховный понтифик Иоанн Павел II, несмотря на терзающую его болезнь, поднял голос против войны, призвав “со всей силой и решительностью заявить, что мир – это единственный путь к построению более справедливого и более солидарного общества”. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в открытом письме генеральному секретарю ООН по поводу агрессии против Ирака высказался за “незамедлительное прекращение войны” и заявил, что “Русская Православная Церковь обращает ко всем странам, входящим в ООН, призыв сделать все возможное, чтобы остановить кровопролитие”. Большинство представителей протестантских церквей Америки тоже против войны.

Какому же богу молится Буш? Кто есть бог тех, что развязали и ведут войну на древней земле Междуречья, где помещался библейский Эдем?

Распознать конкретный состав религиозности, обслуживающей войну против Ирака, - значит распознать скрытые пружины этой войны в контексте большого исторического (и мифологического) времени.

 

IN GOD WEE TRUST КАК ПОЗЫВНЫЕ ДОЛЛАРА

 

Америка уникальная страна: она сообщает о своей религиозной вере миллиардами долларовых купюр, на каждой из которых печатный станок проставляет: In God WE Trust. С того момента, как США обрушили войну на Ирак, в американской прессе заговорили об альянсе “экстремистов-христиан”, “теле-евангелистов” и т.п. с еврейскими религиозными кругами на почве “фундаменталистского” восприятия Ветхого Завета. Так, известный американский специалист по вопросам ориенталистики и проблемам Ближнего Востока Эдвард Саид утверждает, что данный альянс сложился в 80-е годы и характеризуется, с одной стороны, сотрудничеством правых “христиан-фундаменталистов” с Израилем, а, с другой – “пылкой активностью организованного политического сионизма, который любую критику Израиля приравнивает к антисемитизму”. Пытаясь уточнить собственно религиозный смысл такого союзничества, Э.Саид пишет: “Специфика альянса между влиятельными неоконсервативными сторонниками Израиля в Америке и экстремистами-христианами заключается в том, что последние поддерживают сионизм как течение, имеющее целью собрать всех евреев на Святой Земле для подготовки Второго Пришествия Мессии”.

В таком объяснении нет главного, что требует религиозно строгий ум: построен ли так называемый “иудео-христианский синтез”, захвативший часть американского политического класса, на вере во Второе Пришествие Иисуса Христа или речь идет о подготовке к появлению еврейского Машиаха? От этого вопроса не уйти. Как подчеркивает современный каббалист рав Михаэль Лайтман, “наше время можно назвать временем Машиаха”, поскольку человек достиг той стадии развития, когда он не может существовать без “тайного еврейского учения”, позволяющего “изменить систему управления миром” и “заменить собою Творца в управлении всем мирозданием” (www.sem40.ru).

 

НОВЫЕ ЕВАНГЕЛИСТЫ, ИЛИ “ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРУЧЕНИЕ С МИРОМ”

 

В конце ХХ века на американской религиозно-политической сцене появилось примечательное течение. Чаще всего его определяют как “новых евангелистов”, а The New York Times, например, называет их “новыми интернационалистами”. Те, о ком идет речь, против такого названия не возражают, но подчеркивают, что этот “интернационализм” давнишний, а новой является только способность его носителей влиять на политику и “законодательный процесс в конгрессе”.

Новые евангелисты хорошо организованы. Их лозунг – прагматизм, призыв – соединить “христианскую нравственность” с “прагматическим подходом к современной политике”, центральный объект усилий - внешняя политика США, основной метод – “тихая дипломатия”, направленная на “строительство отношений с высокопоставленными лицами в правительствах”. Всемирный Евангелический Альянс, Национальная Ассоциация Евангелистов, созданный в 2000 году Институт Глобального Призвания (Institut for Global Engagement) – лишь наиболее известные организации этого круга.

Идеология “новых евангелистов” – чрезвычайно показательный образчик того, как “христианская” риторика привлекается на службу анти-христианских сил. Например, директор Института Глобального Призвания Роберт Сейпл учит свою аудиторию, что “плотник из Назарета” выступил с первой проповедью глобализации, что он дал таким образом “старт глобализации” и провозгласил “глобальное обручение с миром”. Имени Христа “новые евангелисты”, по возможности, избегают. Символ их веры – “христианство” без Христа. Предлагаемый Институтом “глоссарий” (“первая часть мудрости”, “гео-христианство”, “звено связи”, “принцип Ноя”, “движение по приципу сети” и др.) – это характерная смесь жаргона информационщиков с языком каббалы и, во всяком случае, свидетельство радикального разрыва “новых евангелистов” с учением Нового Завета.

Под давлением “новых евангелистов” конгресс США принял, а президент Б.Клинтон подписал “Закон 1998 года о международной религиозной свободе” (1998 International Freedom of Religion Act).. Что означает “международная религиозная свобода” в трактовке “новых евангелистов”, показывает их отношение к Русской Православной Церкви В программном документе Института Глобального Призвания сказано: “Русская Православная Церковь… заражена атеистическим коммунизмом”, поэтому она “не может быть партнером в деле новой евагелизации своей страны”.

В вывернутом наизнанку миропорядке, который подготавливается войной в Ираке, “религиозная свобода” приверженцев “евангелизации” России есть религиозная агрессия против страны с тысячелетней православной культурой - хранительницей святоотеческого наследия Вселенской Церкви.

 

“ВЕСЕЛЫЙ ПРАЗДНИК ПУРИМ”

 

Почему критики Буша в Соединенных Штатах (начиная с Патрика Бьюкенена, писавшего в свое время речи для Рональда Рейгана) заговорили о том, что нападение на Ирак было совершено не в интересах Америки, а в интересах Израиля?

В Торе Израиль уподоблен луне, которая, меняя фазы, служит зеркалом подъема и упадка духовной силы евреев. Ультимутум Буша Саддаму был приурочен к одному из особых дней еврейского лунного календаря - “тринадцатому дню двенадцатого месяца Адара” (Есф., 8, 12). В этот день - 13 адара 5763 года по еврейскому календарю или 17 марта 2003 года по христианскому летоисчислению - Буш объявил, что дает Саддаму Хуссейну и “его сыновьям” два дня (48 часов). “Опасность ясна, - сказал Буш. - Используя химическое, биологическое, а когда-нибудь и ядерное оружие, полученное с помощью Ирака, террористы смогут выполнить свои намерения и убить тысячи или сотни тысяч невинных людей в нашей или какой-нибудь другой стране”, - сказал Буш 17 марта (13 адара). Через два дня война началась.

Профаническое сознание может не воспринимать символику календарных дат, но религиозное сознание в кругу годового литургического цикла выделяет и отмечает установленные дни. Протестантская традиция, эксплуатируемая “новыми евангелистами”, стоит в истории христианского вероучения особняком: если для православных христиан каноническими являются 50 книг Священного Писания, для христиан-католиков – 46 книг, то протестанты приняли в качестве канона 39 книг иудейского Танаха.

Как Ирак в глазах правоверного иудея – это Вавилон (расположенный в 80 километрах к югу от Багдада), так и Саддам – это ветхозаветный Аман, который задумал погубить иудеев в царстве Артаксеркса (Ахашвероша), но был умерщвлен вместе со своими сыновьями. В этот день (“в месяц Адар, в тринадцатый день его”) по указу, составленному от имени царя Мардохееем Иудеянином, иудеи начали истреблять своих зложелателей во все областях царства “от Индии и до Ефиопии”. С тех пор 14 адара празднуется как религиозный праздник Пурим. Это “самый веселый праздник”, пишется о нем в календарях. Календари напоминают также, что “Аманов много, а Пурим один”: в 1953 году в дни праздника Пурим скончался Аман-Сталин (“Сталина убил Пурим”, и потом “чудеса продолжались”), в этот день капитулировал во время первой войны в Заливе Аман-Саддам и так далее.

Книга Есфири рассказывает: “И избивали иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя… В Сузах, городе престольном, умертвили иудеи и погубили пятьсот человек и десятерых сыновей Амана… И сказал царь царице Есфири…: какая еще просьба твоя? она будет исполнена. И сказала Есфирь: если царю благоугодно, то пусть бы позволено было Иудеям, которые в Сузах, делать то же и завтра, что сегодня… И собрались Иудеи, которые в Сузах, также и в четырнадцатый день месяца Адара и умертвили в Сузах триста человек… И прочие Иудеи… собрались и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч… И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям… чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его… И назвали эти дни Пурим… Согласно со всеми словами сего письма… постановили Иудеи…, чтобы праздновать эти два дня… каждый год” (Книга Есфири, глава 9, стихи 5-27).

 

ИЕРУСАЛИМ И ВАВИЛОН

 

Образ Саддама в иудейском религиозном сознании раздвоен. Саддам – это персидский Аман, но это также и вавилонский Навуходоносор, который разрушил иерусалимский храм и увел евреев в плен, когда они, как говорит 4-я Книга Царств, делали “неугодное в очах Господних” и “Господь не захотел простить” (4-я Царств, 24, 2). Важно, что символика “Саддам – Навуходоносор” принимается и культивируется обеими сторонами.

Для Саддама исторический Навуходоносор (VI в. до н.э.) – это царь-воитель и одновременно царь-созидатель, покоритель Иудеи и Финикии, создатель мощного государства на территории Месопотамии и Сирии, неутомимый строитель дворцов, мостов, крепостных сооружений, создатель одного из семи чудес древности – висячих садов Семирамиды. Иракская пресса много писала и пишет о Саддаме Хуссейне как о новом Навуходоносоре. В самые тяжелые годы войны Ирака с Ираном (1980-1989) воссоздание древнего Вавилона шло полным ходом. Так, в музее Вавилона (если его еще не разрушила американская авиация) существует огромное панно с изображением Навуходоносора, передающего Саддаму кирпичи для восстановления своей столицы.

Для иудеев Навуходоносор – завоеватель, ставший причиной вавилонского пленения народа Торы. Но это не все. Параллели “Ирак – Вавилон” и “Саддам – Навуходоносор” имеют очень глубокие корни. Вавилон, наряду с Палестиной, был некогда одним из двух главных центров еврейской духовности. Наряду с Палестинскими Талмудом существует Вавилонский Талмуд (более полный). Земля “Вавилона” (Ирака) важна для Израиля потому, что именно у вавилонских магов, как уверяют составители Талмуда, переняли евреи “тайные знания” (об именах, названиях месяцев и др.).

Война в Ираке – это больше, чем столкновение двух армий или кулачного права с правом как таковым, в ее основе - сшибка двух типов религиозно-политического сознания. Если американские “новые евангелисты” устанавливают “семь критериев справедливой войны” и утверждают, что война против Ирака “удовлетворяет каждому из семи критериев” (Чарлз Колсон, Доменик Роув), то обжигающее дыхание другого типа сознания доносят до нас кровавые жертвоприношения палестинских “мучеников Аль-Аксы”. Для них оккупированные территории Палестины – не “освобожденные территории”, как не “освобождение” для арабов Ирака оккупация их страны. И это не может быть иначе, что бы ни говорили про “освобождение” Джордж Буш, его литературный прототип “Большой Брат” и каббалистическая “мистика нисана” (следующий за адаром месяц нисан – это “месяц освобождения”, которое несет Машиах).

Отвергая развитие мировых событий по такому “плану”, мусульмане и христиане отвергают не только агрессию и диктат: в глубинах мировосприятия они отвергают, хотя бы и не всегда сознавая, “учение”, по которому “война – это мир”, “рабство – это свобода”, а убийство – это праздник. Здесь – “вызов” и “ответ”, здесь - связь “иракской проблемы” и “палестинской проблемы”, здесь – путь к выходу из катастрофы, в которую ввергла себя Америка, развязав войну в Ираке.

2 апреля 2003 г.