В.И.МАКСИМЕНКО

ВТОРЖЕНИЕ В ИРАК (II)

 

Уже на исходе первой недели войны произошло знаковое событие, ставшее бесспорным свидетельством того, что “освобождение Ирака” развивается не по плану: 27 марта в Пентагоне объявили об отставке председателя Совета по оборонной политике при министерстве обороны США Ричарда Перла – одного из главных архитекторов войны в Ираке, “самого ястребиного из ястребов”, за которым в первые же дни вторжения пресса закрепила прозвание “князя тьмы”.

 

ОТСТУПЛЕНИЕ “КНЯЗЯ ТЬМЫ”

 

С одной стороны, Пентагон постарался придать уходу Р.Перла публичный характер. Его прошение об отставке на имя министра обороны было обнародовано, Д.Рамсфелд поблагодарил Р.Перла за проделанную работу и сказал, что “он был великолепным председателем, возглавлявшим Совет по оборонной политике на важном отрезке времени нашей истории” (Ричард Перл стал главой Совета в июле 2001 года - за несколько недель до трагических событий 11 сентября, потрясших сознание американцев и позволивших перевести замысел “глобальной войны” с невидимым “глобальным врагом” из фазы кабинетной работы в фазу подготовки интервенции в Афганистане и Ираке). С другой стороны, отстранение одного из главных вдохновителей войны в условиях наращивания военных усилий на иракских фронтах, естественно, нуждалось в объяснении, которое не дало бы сосредоточиться на мысли, что вторжение - не обещанная “прогулка”.

Прессе в связи с отставкой председателя Совета по оборонной политике дали жевать версию, согласно которой “предприимчивый ястреб” (еще одно прозвище, присвоенное Р.Перлу журналистами), имея доступ ко всем секретным документам министерства обороны США, путал стратегическое планирование и бизнес. Если судить по обвинениям против Р.Перла в печати, он на разных этапах государственной карьеры действительно лоббировал интересы производителей и торговцев оружием (не только израильских и американских, но и саудовских), однако есть основания полагать, что существуют и другие причины его отстранения через неделю после начала готовившейся им войны.

Скорее всего, вашингтонский Белый дом почувствовал, что ставшая предметом обсуждения в СМИ психологическая зависимость президента США от сплоченной группы Р.Перла – П.Волфовица – Д.Фейтса ввиду обвинений группы в том, что она подменяет лояльность Соединенным Штатам лояльностью другой стране (Израилю), грозит Джорджу Бушу-младшему, как минимум, потерей в 2004 году президентского поста. Такие опасения, которые сеет, в частности, в “Американском консерваторе” Патрик Бьюкенен (показательна в этом отношении его статья “Чья война?”), только усилились, когда и в других американских изданиях статьи о Дж.Буше стали выходить под заголовками типа “Хуже Клинтона”.

 

 

“ОСЬ ЗЛА” И “ИМПЕРИЯ ЗЛА”

 

Совет по оборонной политике в структуре министерства обороны США является двухпартийным органом, который, согласно распределению функций, сосредоточен на ключевых вопросах стратегического планирования. (Сам Р.Перл, правда, характеризовал этот орган несколько игриво – как “группу добровольцев из числа гражданских лиц, дающих советы министру обороны” и способных “рассказать ему интересные вещи”).

Среди 19-ти членов нынешнего состава Совета, имена которых известны, выделяются люди, оставившие заметный след в американской политике на протяжении того периода, который начался в конце 60-х годов. Это бывший государственный секретарь США при Ричарде Никсоне Генри Киссинджер – в недавнем прошлом консультант нефтяной корпорации Unocal (той, которая выдвинула в 1994-1995 годах проект газопровода Таджикистан – Афганистан – Пакистан), а ныне член совета директоров медиакорпорации Hollinger International; бывший директор ЦРУ (1993-1996), а ныне член совета директоров Еврейского института проблем национальной безопасности (the Jewish Institute of the National Security Affairs) Джеймс Вулси; бывший вице-президент США Дэн Куэйл; бывший министр обороны и министр энергетики США Джеймс Шлессинджер; бывший министр обороны США Гарольд Браун; бывший государственный секретарь США Джордж Шульц (ныне в Институте Гувера); бывший губернатор Калифорнии Пит Уилсон; многолетний политический советник ряда американских президентов и губернаторов Мартин Андерсон (ныне в Институте Гувера); адмирал Дэвид Иеремия – бывший заместитель председателя комитета начальников штабов, ныне член совета директоров Еврейского института проблем национальной безопасности.

Этот состав Совета по оборонной политике – своего рода показатель преемственности курса США последних трех с половиной десятилетий, равно как показатель неразрывной связи внешней политики, безопасности и энергетики. Председатель Совета Ричард Перл (61 год) - олицетворение преемственности особого рода.

В 1981-1987 годах, при Р.Рейгане, Р.Перл служил заместителем министра обороны и ведал в Пентагоне политическими вопросами международной безопасности. Сегодня в группе “неоконсерваторов” (название крайне неточное, так как идеологией вашингтонской “партии войны” является идеология “глобальной революции”) Ричард Перл – наиболее полное воплощение преемственной связи администраций Буша и Рейгана, связи рейгановской Стратегической оборонной инициативы (которую Р.Перл активно пропагандировал и которая, как считается, психологически раздавила М.С.Горбачева) и нынешней стратегической линии, выражением которой стал выход США из советско-американского Договора по ПРО 1972 года. Р.Перл стоял за кулисами встречи Рейгана и Горабачева в Рейкьявике в 1986 году и отчасти описал это в своей книге “Жесткая линия” (1992). Р.Перл – живое воплощение внутренней связи идеологического стереотипа “оси зла” (Ирак – Иран – Северная Корея, далее по обстоятельствам) и рейгановской идеологии борьбы с “империей зла”, каковой в 80-х годах был объявлен Советский Союз.

Ричард Перл – многозначная фигура. В свое время он являлся издателем Jerusalem Post, ныне он входит в советы директоров Hollinger International и Еврейского института проблем национальной безопасности. Имеющий репутацию “друга Шарона”, Р.Перл представляет также Американский предпринимательский институт исследований публичной политики (the American Enterprise Institute for Public Policy Research). В 1996 году он выступил как один из авторов доклада, подготовленного Институтом высших стратегических и политических исследований (мозговой центр, связанный, как утверждают, с Б.Нетаньяху); в докладе говорилось, что при возведении здания безопасности Израиля следует сосредоточить усилия на “такой важной стратегической цели Израиля, как отстранение от власти Саддама Хуссейна”. Так что ожесточенные дебаты в американских СМИ по поводу того, чьи интересы (помимо своих частно-предпринимательских) Р.Перл отстаивает в первую очередь, имеют, видимо, какую-то почву

Ричард Перл приложил руку к тому, что видится сегодня попыткой придать международной политике Соединенных Штатов “теологическое” обоснование. В “теологии войны” Ричарда Перла образы Ветхого Завета соединились с риторикой, которая близка политически наиболее активной части протестантскиих кругов Америки. Эта смесь, пока она не выходила за рамки изысканий в духе “войны цивилизаций” С.Хантингтона, казалась сугубо академическим продуктом. Однако переход “глобальной войны с терроризмом” в стадию интервенции в Ираке мгновенно показал: ущербный “конфессионализм” проповедников глобального интервенционизма грозит похоронить их самих. Вторжение американской армии в Ирак, сопровождаемое неподражаемым презрением официальной Америка к мировому общественному мнению, затронуло нечто гораздо более глубокое, чем безопасность Ближнего Востока и стабильность нефтяного рынка: всемирная волна антивоенного протеста, поднявшаяся в странах и мусульманского, и христианского ареалов, говорит о том, что монумент фарисейского лицемерия зашатался, что идеология глобальной интервенции требует срочной перекройки.

В то же время предприимчивый и влиятельный глава Совета оборонной политики при Пентагоне был, по всей вероятности, отставлен со своего поста не только по общим идеологическим соображениям, но и ввиду его очевидных (надо сказать, грубых) политических просчетов. Об их характере можно судить по высказываниям Р.Перла в его обращении 11 марта к участикам политического форума Еврейского института проблем национальной безопасности в Вашингтоне.

 

ОЧЕВИДНЫЕ ПРОСЧЕТЫ

 

К началу марта стало ясно: громадные усилия, которые приложила администрация Буша, чтобы получить санкцию Совета безопасности ООН на войну против Ирака, терпят провал. Исход первого раунда ООН-овских схваток продемонстрировал два важных обстоятельства: во-первых, то, в какой степени глобальный интервенционизм зависим от универсальной международной организации, которая могла бы представить позицию “партии войны” как позицию “мирового сообщества”; во-вторых, то, насколько две ведующие державы Западной Европы, Германия и Франция, видят в американской стратегии превентивной войны угрозу их коренным интересам.

Что предпринял в этой обстановке Ричард Перл? 11 марта на форуме, собравшем около восьми десятков человек, он выступил с подстрекательством к разрушению ООН и остатков системы международного права. Он заверил своих слушателей, что президент США будет действовать “в интересах защиты интересов американского народа”, независимого от того, как оценивают его действия “Камерун, Сирия или Гвинея” (страны – члены Совета Безопасности, не поддержавшие американскую позицию), поскольку там, где необходима “моральная интервенция” (читай: нападение на Ирак), ООН демонстрирует “импотенцию” - в ней рядом с демократами, сказал Р.Перл, заседают “тираны и деспоты”, а “международное право не должно использоваться для прикрытия деспотии”.

Вторым грубым просчетом, допущенным Р.Перлом, было то, что, призывая к военному походу за демократию в Ираке, он атаковал демократию Европы. Обвинения были направлены против Германии и Франции, которые де не понимают, что государству-нации следует расстаться с национальным наследием и признать (вместе с единомышленниками Р.Перла) необходимость “новых решений и новых стратегий”, общий знаменатель которых - unilateralism и preemption (односторонние и превентивные действия сверхдержавной наднациональной силы во всемирных рамках).

(Продолжение следует)

29 марта 2003 года.