Вячеслав МАНЯГИН

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ – БЛИЗКАЯ УГРОЗА

По мере того, как приближается последний срок обмена старых паспортов СССР на новые, возрастает беспокойство людей, не желающих иметь это удостоверение личности «гражданина мира».

И действительно, не смотря на то, что, по видимости, новый паспорт несет атрибуты государственной принадлежности, отсутствие графы «национальность» (я уже не говорю о графе «вероисповедание»), с одной стороны, и наличие графы «личный номер» (легко превращаемый, при добавлении определенного префикса, в номер всемирный) – с другой, делает этот паспорт предтечей единого для всего мира удостоверения личности гражданина всепланетного «нового мирового порядка». Если добавить сюда ферромагнитные вкладыши под фотографией владельца паспорта, позволяющие записывать на них машиночитаемую информацию, то его связь с грядущим царством антихриста становится еще более откровенной.

При всем том, новый паспорт – документ временный, не имеющий под собой твердой законодательной базы. Больше всего он похож на справку, удостоверяющую личность человека, утерявшего паспорт. Даже правовой статус нового паспорта определяется постановлением Правительства РФ, так же как статус справки – постановлением МВД РФ. Тот и другой документ – паспорт и справка – удостоверяют личность человека лишь до того момента, когда ему выдадут «настоящие» документы.

Если по отношению к справке таким «настоящим» документом является сам паспорт, то для паспорта нового образца смена еще только готовится.

Однако это не означает, что этой смены придется ждать долго. Многие о ней слышали, а некоторые уже успели подержать в руках, и даже попользоваться. Это так называемая «карточка москвича» и другие подобные ей смарт-карты: карточка петербуржца, екатеринбуржца, калужанина и т.п. Да и любая другая «интеллектуальная» карта, несущая в себе микрочип, в той или иной степени есть прообраз грядущего нового «нового паспорта».

Но, если в России электронный паспорт лишь проходит обкатку в различных регионах страны под видом социальных, медицинских, банковских и прочих карт, то за рубежом уже примерно в 100 странах мира (из них 15 стран в ЕС) идентификационные карточки уже используются в той или иной мере как документ, удостоверяющий личность человека. Особенно бурно процесс внедрения электронных документов пошел после 11 сентября 2001 г., когда Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1373, направленную на усиление мер против фальсификации паспортов, а страны-участницы Варшавской конференции приняли программу по борьбе с терроризмом, предусматривающую изготовление новых документов, удостоверяющих личность.

 

ПРИБАЛТИКА1)

Из ближайших к нам соседей Латвия имеет наиболее развитую систему электронных паспортов, которая внедряется в этой стране с 1 июля 2001 г. Латвийский паспорт - смарт-карта выдается Управлением по делам гражданства и миграции и называется «латвийская национальная идентификационная карточка». Бумажные паспорта населения Латвии, в соответствии с законом “О документах удостоверения личности”, утвержденным латвийским Кабинетом Министров еще 19 сентября 2000 г., действительны до окончания срока их действия, с заменой затем на идентификационные карточки. Одна из причин введения в Латвии, стремящейся вступить в ЕС, электронных паспортов – необходимость соответствия латвийского удостоверения личности европейскому стандарту. Выдачу бумажных паспортов здесь планируется прекратить – навсегда – в 2003 г.

Латвийская национальная идентификационная карточка имеет несколько разновидностей: карта гражданина, карта негражданина, карта лица без гражданства, карта иностранного гражданина, имеющего разрешение на постоянное пребывание, карта иностранного гражданина, имеющего разрешение на временное пребывание, карта беженца. Из этого перечня видно, что отказ от гражданства (и, таким образом, от нового паспорта) и получение удостоверения лица без гражданства, к чему призывают некоторые правозащитники, никак не может обеспечить правовую защиту от электронного документа. В Латвии лица без гражданства, также как и граждане, получают смарт-карту, удостоверяющую их статус. То же самое произойдет и у нас в России.

Что касается других прибалтийских стран, то в Литве этот вопрос, так же как и в России, находится в стадии разработки, а в Эстонии электронные паспорта выдают с 1 января 2002 г.

УКРАИНА2)

В 1993 г. Верховная Рада приняла Положение о паспорте гражданина Украины, в соответствии с которым паспорт должен изготавливаться в виде паспорт-книжки или паспорт-карточки по единому образцу, утвержденному Кабинетом Министров. Информация с паспорт-карточки будет считываться специальными декодерами, иметь трехуровневую защиту с лазерной печатью, специальными чернилами и невидимой для глаза сеткой, которая видна только в ультрафиолетовых лучах. Программа паспортизации в целом уже завершена: более 40 миллионов граждан Украины заменили старые советские документы на новые украинские.

С 1 января 2005 года в страны Евросоюза начнут впускать лишь тех, на чьих паспортах будут фотоизображения, нанесенные с помощью лазерной печати. Правительство Украины приняло постановление №450, касающееся внедрения централизованного порядка оформления документов. Эта задача возложена на МВД. С апреля 2002 года мы проводим эксперимент по оформлению паспорт-карточек.

В Киеве и Черкассах уже идет испытание современных программно-технических комплексов. 22 августа 2002 года 69 киевлян получили новые загранпаспорта с голографическими знаками и «лазерными» фотоотпечатками.

Паспорт-карточки разрабатываются в соответствии с требованиями Международной конвенции по гражданской авиации, где есть целый раздел по проездным документам внутреннего и внешнего пользования. Введение новых документов будет проходить вместе с внедрением Единой государственной автоматизированной паспортной системы. Еще четыре года назад Украинское правительство провело тендер, победителем которого стала израильская компания «Суперном ЛТД»3). Паспорт-карточки, разработанные по израильской паспортной технологии, уже имеются в Молдавии, Болгарии и Австрии. На очереди — Великобритания, которая намерена потратить на это миллионы фунтов стерлингов.

Украинский документ несет два вида информации: визуальную, то есть ту, которую можно прочитать невооруженным глазом, и машиносчитываемую, которую понимают только специальные приборы. Считываемая информация состоит из обязательных данных (их перечень установит Верховная Рада) и тех, которые гражданин захочет внести в свой паспорт по своему желанию на любом удобном для него языке. Количество визуальной информации минимальное, в то время как объем закодированных данных более широк. Машиносчитываемая информация будет размещена в специальном микрочипе, вмонтированном внутри документа. Внешне он похож на микросхему в телефонной карточке, но только в новом паспорте его нельзя увидеть — чип будет находиться внутри. Вынуть или заменить микрочип невозможно, как и подделать паспорт. Кроме того, для полной идентификации личности предполагается заносить в паспорт штриховой код и рисунка папиллярных линий большого пальца правой руки.

 

РОССИЯ

В том же 1993 году, когда Верховная Рада Украины принимала Положение об электронном «паспорте-карточке», Совет Министров и Правительство Российской Федерации приняли аналогичное украинскому Постановление о создании автоматизированной системы машиносчитываемых паспортов и виз4).

В 1997 г. Правительство РФ приняло постановление № 828 от 8 июля 1997 г. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАСПОРТЕ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОБРАЗЦА БЛАНКА И ОПИСАНИЯ ПАСПОРТА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, которое предусматривает, что в бланке паспорта могут быть применены специально разработанные вшиваемые или вкладываемые элементы, предназначенные для повышения сохранности вносимых записей или для защиты бланка и произведенных в нем записей от подделок”. Именно такой “вшиваемый элемент”, состоящий из двух магнитных полосок, мы можем видеть под фотографией в новом паспорте.

А в 1998 г. было принято постановление коллегии Госкомсвязи России о создании автоматизированной системы «Персона»5), состоящей из подсистем, название которых говорит само за себя.

Основными элементами АС “Персона” приняты:

Перечень различных категорий населения в последнем пункте недвусмысленно свидетельствует о том, что «клиентами» АС «Персоны» должны стать ВСЕ граждане России.

В том же 1998 г. были введены в эксплуатацию первые фрагменты АС “Машиносчитываемые паспорта и визы” (ответственный орган – ФСБ РФ).

15 декабря 1998 г. правительство Москвы принимает постановление № 962-ПП «О создании в г. Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием «Карты москвича». С этого момента разработка нового российского паспорта идет параллельно с разработкой электронного удостоверения личности, каким, по сути, и является как карта москвича, так и любая другая интеллектуальная карта.

Постановлением Правительства Российской Федерации №368 от 21 апреля 2000г. создана Межведомственная комиссия по интеллектуальным картам, которая является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных и региональных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций в области использования на территории Российской Федерации автоматизированных систем, информационных, идентификационных, расчетных систем, с использованием смарт-карт.

Среди предложений федеральных органов по созданию АС «Персона» важное место занимает разработка персонального (личного) кода, место для которого уже забронировано в новых паспортах. Так, Государственная налоговая служба «разработала комплекс мероприятий нормативно-правового и организационного характера по присвоению гражданам идентификационного кода ЛИК», для чего необходимо принять федеральные законы о государственном регистре населения, о персональных данных, об электронной цифровой подписи.

МИД так же отмечает, что «с учетом имеющегося опыта представляется целесообразным при разработке новой редакции федеральной целевой программы создания АС “Персона” первоочередное внимание уделить нормативно-правовой базе, которая обеспечит возможность формирования учитываемых данных, включая порядок присвоения личного кода…».

ФАПСИ указывает, что «новые машиночитаемые документы, удостоверяющие личность, должны иметь более высокую степень защиты от подделки содержащейся в них информации по сравнению с действующими в настоящее время бумажными документами. Основным отличием новых документов является сочетание традиционных способов защиты от подделки с криптографическими мерами защиты машиночитаемой информации. Для создания таких документов предполагается использование российских интеллектуальных карт, разработка которых в настоящее время ведется на основе отечественных стандартов криптографической защиты» 6).

Из этого видно, что речь идет не о ныне существующем бумажном паспорте нового образца, а о паспорте – электронной карте.

С целью организации современного механизма контроля планируется создать на пунктах пропуска через государственную границу автоматизированной системы компьютерного учета въезжающих и выезжающих из РФ, а также создать на базе ГИЦ МВД РФ единую базу лиц, документированных паспортом образца 1997 г.

Важную роль в создании системы использования машиносчитываемых документов ее организаторы отводят Государственной Автоматизированной Системе (ГАС) «Выборы»: «Представляется целесообразным рассмотреть использование ГАС “Выборы” в качестве базовой системы для создания общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих личность. Опыт формирования базы данных “Избиратель” позволяет сформулировать основные предложения по порядку формирования базы данных “Население”… База данных АС “Персона” формируется и актуализируется на комплексах средств автоматизации ГАС “Выборы” и передается администрации субъекта Российской Федерации для формирования базы данных о населении, проживающем на территории субъекта Российской Федерации»7).

27 декабря 2002 г. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект "О Государственной Автоматизированной Системе "Выборы». Теперь на очереди законы "Об информации персонального характера" и "О Государственном регистре граждан РФ".

Итак, несомненно, что тот машиносчитываемый документ – удостоверение личности, который готовит для нас правительство РФ, является интеллектуальной (имеющий микрочип) пластиковой картой, действующей на основе присвоения ее владельцу личного кода и внесением этого кода, как и электронного досье о владельце в компьютерную базу данных, для которой личный код будет служить ключом.

Создание и присвоение личного кода проходит в несколько этапов:

1. выдача новых российских паспортов с незаполненной графой «личный код»;

2. проведение всероссийской переписи населения – сбор и уточнение данных о всех, проживающих на территории РФ;

3. создание на основе ГАС «Выборы» с учетом собранных во время переписи данных «Единого регистра населения» и создание в рамках этого регистра личных кодов;

4. занесение личных кодов в находящиеся на руках у населения новые бумажные паспорта;

5. замена новых бумажных паспортов на пластиковую смарт-карту, несущую личный код, штрих-код, электронную фотографию, личную подпись владельца и микрочип.

В апреле 2001 года депутаты Государственной Думы Российской Федерации внесли на рассмотрение ГД новый законопроект О документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации”. В статье 4 этого законопроекта записано: "Форма бланка и образец основного документа, способ его изготовления и определения материалов, из которых изготавливается бланк основного документа, определяется и утверждается Правительством Российской Федерации". Это дает государству возможность выдать тот документ, который предусмотрен для России рамками международных соглашений.

Инициатором введения машиносчитываемых документов во всем мире является международная неправительственная «Международная организация гражданской авиации» – разумеется, все ее новшества вводятся только во имя удобства оформления пассажирами документов, прохождения таможенного контроля и посадки в самолет… Именно на основании требований этой организации «Большая Восьмерка» на своем саммите в Канаде (июнь, 2002) приняла заявление "Совместные действия "Группы восьми" в области транспортной безопасности", положения которого таковы, что требуют, по сути, введения именно электронных документов, так как предусматривают биометрические характеристики владельца.

Таким образом, новый паспорт – электронная карточка – будет и по форме, и по сути документом международным, наднациональным, паспортом «нового мирового порядка».

ГОЛОС ЦЕРКВИ

Электронное удостоверение личности – это тот документ, о котором старец Паисий Афонский говорил, что взявший его совершает грех и должен каяться8) .

Окружное послание Священного Синода Греческой Церкви от 9 февраля 1998 г. по поводу электронных удостоверений личности высказывается определенно и недвусмысленно запрещает православным христианам брать документы с числом 666:

1.«Соглашение неразрывно связано с выдачей новых электронных паспортов и использованием в них числа 666, которое является числом имени антихриста, согласно с богодухновенным текстом Апокалипсиса, и не является случайным числом. Священный Синод в своем предшествующем Окружном Послании (от 7 апреля 1997 г.) подчеркнул духовное значение числа 666 и потребовал, «чтобы оно не было принято как кодовое число государственных электронных служб». И «ни по какой причине в новой паспортной системе нашей страны число 666 не может быть использовано в качестве кода, и вероисповедание должно включаться в обязательном порядке в записываемые данные новых паспортов…» События показали, что не были услышаны эти обращения Церкви.

2. Значит, если и поскольку новые паспорта в будущем будут использовать как электронный код пользующееся дурной славой и неприемлемое число 666, тогда Священный Синод, полагающий, что попирается религиозная совесть православных верующих, рекомендует верующим не брать новые паспорта. В этом случае новое правительство должно будет считать этих верующих отверженными по причине совести и будет обязано урегулировать иным способом их положение в государстве»9).

Пусть же эти слова будут нам путеводной звездой в опускающейся на мир тьме.

_________________________________________________________

1) Валерия Скальская. Паспортам готовят замену. http://www.kba.lv/

2) Валентин КОВАЛЬСКИЙ, «Киевский регион». Из интервью директора Департамента МВД Украины по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц Александра ПЕРОВА. Источник: «Украина Шенгенская»/ «Стояние за Истину» http://www.zaistinu.ru/

3) Вот откуда растут «уши», а точнее – копыта «нового мирового порядка». Израильские компании заключили так же договор с правительством Китая на поставку 850 млн. электронных паспортов для китайцев.

4) Совет Министров – Правительство Российской Федерации. Постановление от 10 августа 1993 г. N 770 «О создании общегосударственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов новых образцов»

5) Постановление коллегии Госкомсвязи России от 19.06.1998 г. № 13/2 «О создании общегосударственной автоматизированной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории и официальных документов, удостоверяющих их личность” (АС “Персона”).

6) «Анализ предложений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию АС “Персона”».

7) Там же.

8) иеромонах Христодул Агиорит. Старей Паисий. (По благословению Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия). – Свято-Покровская монашеская община, 2000. – с.146.

9) иеромонах Христодул Агиорит. Избранный Сосуд. (По благословению Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия). – Свято-Покровская монашеская община, 2000. – с. 363.