Обращаю внимание всех читающих данный материал на то, что
1) хотя глобалистский закон "Об информации персонального характера" еще не принят, и даже официально не внесен, однако наши "законные избранники" уже вовсю привязывают к нему закон о переписи;
2) структура переписных вопросников прямо привязана к нормативам также еще не принятого "нумерологического" закона "О государственном регистре населения"

К.Г.


Досье на проект федерального закона N 135941-3
"О Всероссийской переписи населения"

внесен Правительством РФ

05.10.2001 распоряжение Правительства РФ N 1324-р
06.10.2001 письмо Правительства РФ N 5745п-П5
16.10.2001 принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 89
текст законопроекта, внесенного в ГД
пояснительная записка

29.11.2001 принят ГД в первом чтении постановлением N 2152-III ГД
текст законопроекта, принятого ГД в первом чтении

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О Всероссийской переписи населения"

Проект федерального закона формирует законодательную основу проведения переписи населения в Российской Федерации.

Последняя перепись населения России проводилась в 1989 году.

Пробные переписи населения, проведенные Госкомстатом России в феврале 1997 г. и в октябре 2000 г., в условиях действующей Конституции Российской Федерации и произошедших со времени последней переписи населения изменений в государственном устройстве и обществе, подтвердили необходимость законодательного оформления проведения Всероссийской переписи населения.

Проект федерального закона в полной мере решает на законодательном уровне вопросы Всероссийской переписи населения, являющейся основным источником формирования федеральных информационных ресурсов.

Представленный законопроект состоит из 12 статей и регулирует правоотношения, возникающие в ходе проведения Всероссийской переписи населения, и устанавливает, что участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.

Проектом определяются основные принципы переписи населения, организация ее проведения, источники финансирования расходов на перепись населения, круг лиц, подлежащих переписи, устанавливается перечень сведений о населении, собираемых в ходе переписи, и порядок их сбора, закрепляются гарантии защиты сведений, содержащихся в переписных листах, и ответственность за утрату или разглашение этих сведений.

Законопроект предусматривает (статьи 3, 5, 7, 9, 10) принятие Правительством Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, которые не противоречат компетенции Правительства Российской Федерации, установленной Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Цель данного законопроекта - решение на законодательном уровне проблем Всероссийской переписи населения, требующей значительных финансовых средств, разграничения полномочий и конкретизации ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при выполнении подготовительных мероприятий, а также работ, непосредственно осуществляемых в период самой переписи.

Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения, подведением и опубликованием ее итогов, проводится за счет средств федерального бюджета. В проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено финансирование переписи населения в объеме 2956,6 млн. рублей.

На субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при подготовке и проведении переписи возложены следующие мероприятия:

уточнение перечня границ муниципальных образований, обеспечение наличия в муниципальных образованиях указателей с названием улиц, номерами домов и квартир;

предоставление необходимых картографических материалов;

предоставление помещений, оборудованных средствами связи и пригодных для хранения переписных листов и других документов Всероссийской переписи населения, транспортных средств, средств связи, а также необходимых сведений и материалов.

Финансирование расходов, связанных с реализацией указанных мероприятий, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах средств, передаваемых субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Социально-экономический эффект реализации федерального закона "О Всероссийской переписи населения" будет выражаться в том, что перепись населения отразит изменения в социально-экономической жизни России за последнее десятилетие. Полученные в ходе переписи сведения о демографическом, экономическом и социальном состоянии населения и размещении его по регионам страны послужат основой для демографических прогнозов, а также расчетов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.

Проект федерального закона N 135941-3
"О Всероссийской переписи населения"

Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку

первое чтение

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории страны в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национального и языкового состава населения, его образовательного уровня.

Статья 1. Всероссийская перепись населения и основные принципы ее проведения

1. Всероссийская перепись населения представляет собой процесс сбора сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, организованный на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических данных.

2. Всероссийская перепись населения осуществляется при соблюдении прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища.

3. Информация, полученная в ходе Всероссийской переписи населения, не может быть использована в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, ограничения его прав и свобод.

4. Участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.

Статья 2. Законодательная основа Всероссийской переписи населения

Законодательной основой Всероссийской переписи населения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Периодичность, срок проведения и дата Всероссийской переписи населения

1. Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет.

2. Срок проведения Всероссийской переписи населения представляет собой период времени, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении. Дата Всероссийской переписи населения - это момент времени (год, месяц, день и час), на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет.

3. Срок проведения и дата Всероссийской переписи населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, подлежащие Всероссийской переписи населения

1. Всероссийской переписи населения подлежат:

а) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

б) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации.

2. Всероссийской переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Организация проведения Всероссийской переписи населения

1. В целях проведения Всероссийской переписи населения Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяет:

а) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку полученной информации, подведение итогов Всероссийской переписи населения и за ее методологическое обеспечение (далее именуется - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения);

б) федеральные органы исполнительной власти, ответственные:

за организацию и методическое обеспечение работ по изготовлению картографических материалов (схематические планы городских и сельских населенных пунктов, карты административных районов), необходимых для проведения Всероссийской переписи населения;

за проведение переписи отдельных категорий населения;

за обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранности переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения.

2. Федеральные органы исполнительной власти, определяемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, при осуществлении своих полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Координация деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть возложена на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в реализации его полномочий, а именно:

а) уточняют перечень и границы муниципальных образований, обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей с названиями улиц, номерами домов и квартир;

б) предоставляют необходимые картографические материалы;

в) предоставляют помещения, оборудованные средствами связи и пригодные для хранения переписных листов и других документов Всероссийской переписи населения, транспортные средства, средства связи, а также необходимые сведения и материалы.

4. Органы местного самоуправления оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении к сбору сведений о населении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований.

Статья 6. Сведения о населении и порядок их сбора

1. Сведения о населении могут содержать следующие данные о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения:

пол;

возраст (дата рождения);

гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства, наименование государства (государств), гражданином которого (которых) является опрашиваемое лицо);

национальная принадлежность;

владение языками (родной язык, русский язык, другой язык (другие языки);

образование (начальное, неполное среднее, общее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, послевузовское профессиональное);

состояние в браке;

количество детей;

родственные отношения с проживающими совместно лицами;

место рождения (наименование государства, субъекта Российской Федерации);

место жительства и (или) место пребывания (наименование государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, городского, сельского населенного пункта);

жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства);

источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию);

занятость (наличие работы или иного занятия, являющегося источником средств к существованию, либо их отсутствие).

О лицах, временно находящихся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за рубежом, собираются сведения о цели их приезда в Российскую Федерацию.

2. Объем данных, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, может быть уточнен в переписных листах. Принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе сведения, предусмотренных пунктом 1, а равно сбор сведений о населении, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не допускаются.

3. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор указанных сведений может также осуществляться либо с использованием средств связи, либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

4. Опрос населения осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, опрос может осуществляться на государственном языке соответствующей республики. На территориях компактного проживания коренных малочисленных народов опрос населения может осуществляться на языках этих народов. В случае если опрашиваемое лицо не владеет языком, на котором осуществляется опрос, ему обеспечивается право на пользование услугами переводчика.

5. Переписные листы заполняются лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, на русском языке, со слов опрашиваемых.

Статья 7. Переписные листы

1. Переписной лист представляет собой документ установленного образца, содержащий сведения о лицах, находящихся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, полученные в ходе проведения переписи.

2. Бланки переписных листов содержат вопросы для опрашиваемых лиц, задаваемые в целях получения сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Формы бланков переписных листов утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Переписные листы и иные документы Всероссийской переписи населения, содержащие сведения о населении, имеют защиту, степень которой определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Порядок хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Гарантии защиты сведений, содержащихся в переписных листах

1. Сведения, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов.

2. Обработка сведений, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.

3. Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, а также иные лица, которые в силу своего служебного положения или рода выполняемой деятельности имеют доступ к сведениям, содержащимся в переписных листах, допустившие утрату или разглашение этих сведений, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Статья 9. Лица, осуществляющие сбор сведений о населении, и оплата их труда

1. К сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.

2. Организация обучения и условия оплаты труда лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Подведение итогов Всероссийской переписи населения и их опубликование

1. Подведение итогов Всероссийской переписи населения осуществляется в порядке и в срок, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Итоги Всероссийской переписи населения подлежит официальному опубликованию в срок, определяемый Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Источники финансирования Всероссийской переписи населения

1. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения, подведением и опубликованием ее итогов, производится за счет средств федерального бюджета.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах средств, передаваемых субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям из федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок передачи бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований средств из федерального бюджета, предусмотренной в пункте 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

 

Заключение Правового управления Государственной Думы
по проекту федерального закона
О Всероссийской переписи населения

(1 чтение)

 

11013733.154
Комитет Государственной Думы по экономической политике и
предпринимательству

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту федерального закона № 135941-3
“О Всероссийской переписи населения”

Изучив по поручению Совета Государственной Думы от 16 октября 2001 года (выписка из протокола № 89) проект федерального закона “О Всероссийской переписи населения”, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.

Постатейные замечания


1. Обращаем внимание, что в пункте 1 статьи 1 проекта целью переписи населения определено получение обобщенных демографических данных, в то время как в пояснительной записке указано, что в ходе переписи населения предполагается получить сведения о демографическом, экономическом и социальном состоянии населения; те же цели прослеживаются из перечня сведения о населении, содержащегося в пункте 1 статьи 6 проекта. В связи со сказанным полагаем целесообразным уточнить цель проведения переписи.
2. В пункте 4 статьи 1 проекта определено, что участие во Всероссийской переписи является “общественной обязанностью”. Вместе с тем, из пункта 2 статьи 6 проекта следует, что предоставление гражданами сведений о себе будет осуществляться исключительно добровольно (см.также пункт 2 статьи 1 проекта). Полагаем, что в данном случае имеет место определенная неточность, которую необходимо устранить. Кроме того, по нашему мнению, сам термин “общественная обязанность” требует пояснения.
3. Представляется, что вопросы организации Правительством Российской Федерации Всероссийской переписи, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 5 проекта, не нуждаются в законодательном регулировании и право Правительства Российской Федерации определять федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выполнение федеральных законов, а также различные организации и органы следует из Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”, в частности, статьи 12.
4. Поскольку согласно статье 11 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” перечни персональных данных (информация о гражданах) должны быть закреплены на уровне федерального закона полагаем необходимым уточнить, в каких пределах может уточняться объем данных, предусмотренных в пункте 2 статьи 6 проекта.
5. Следует отметить, что ряд положений проекта изложен фрагментарно и требует уточнений. Так, в абзаце третьем подпункта “б” пункта 1 статьи 5 проекта упомянуты отдельные категории населения. Однако эти категории не перечислены и не указано, в общем ли порядке осуществляется их перепись или с установлением каких-либо особенностей; также не определены способы обеспечения безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений, что делает данную норму декларативной; в пункте 3 статьи 6 проекта не уточнено, в каких случаях и по чьему решению применяется тот или иной способ сбора сведений (путем обхода, с использованием средств связи и т.д.)
6. Обращаем также внимание на необходимость приведения используемой в проекте терминологии в соответствии с понятиями, используемыми в законодательстве Российской Федерации. Так, в последнем абзаце пункта 1 статьи 6 проекта слова "за рубежом" следует заменить словами “за пределами Российской Федерации" (в соответствии с терминологией, используемой Конституцией Российской Федерации (статьи 27, 61 Конституции Российской Федерации); в пункте 3 статьи 11 проекта слова “бюджетам муниципальных образований” следует заменить на “местным бюджетам” в соответствии с терминологией Бюджетного кодекса Российской Федерации (см. статью 10).

Начальник Управления В.Б.Исаков

Исп. Т.Ю. Андреева, тел.292-16-11, Т.О.Орлова, тел.: 292-72-77,

С.А. Черкасова, тел. 292-19-85

 

Заключение Правового управления Государственной Думы
по проекту федерального закона

О Всероссийской переписи населения
(3 чтение)

12253733.154

Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству на № 3.8-1394 от 24.12.2001

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту федерального закона № 135941-3
“О Всероссийской переписи населения”

Изучив по поручению Комитета от 24 декабря 2001 года проект федерального закона № 135941-3 “О Всероссийской переписи населения”, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.


Постатейные замечания

1. В пункте 4 статьи 1 проекта определено, что участие во Всероссийской переписи является “общественной обязанностью”. Полагаем, что данный термин нуждается в уточнении или исключении, поскольку неясно, обязаны ли граждане предоставлять о себе сведения, перечисленные в пункте 1 статьи 6 проекта, учитывая, что в пункте 2 статьи 6 проекта указано, что понуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе указанные сведения не допускается.

2. В пункте 2 статьи 5 проекта, по сути, предусмотрена обязанность Правительства Российской Федерации создать специальный орган, что может быть рассмотрено как нарушение прерогатив Правительства Российской Федерации (статья 12 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”). Следует иметь в виду, что включение в тексты федеральных законов подобных положений неоднократно служило основанием для отклонения их Президентом Российской Федерации .

3. Следует отметить, что ряд положений проекта изложен фрагментарно и требует уточнений. Так, в абзаце третьем подпункта “б” пункта 1 статьи 5 проекта упомянуты отдельные категории населения, однако сами категории не перечислены, критерии, по которым должны выделяться отдельные категории, не установлены. Также, в подпункте “в” этого пункта упомянуты особенности организации и проведения переписи на отдельных территориях Российской Федерации, но ни территории, ни особенности организации и проведения переписи не перечислены. В проекте не определены способы обеспечения безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений (абзац четвертый подпункта “б” этого пункта), что делает данную норму декларативной. В пункте 3 статьи 6 проекта не уточнено, в каких случаях и по чьему решению применяется тот или иной способ сбора сведений (путем обхода, с использованием средств связи и т.д.). В статье 7 проекта упомянуты “иные документы Всероссийской переписи населения, содержащие сведения о населении”. Однако не определены виды этих документов и их перечни. Полагаем необходимым дополнительно отметить необходимость осуществления данного уточнения, поскольку согласно пункту 3 статьи 7 проекта “иные документы” содержат сведения о населении, то есть конфиденциальную информацию, однако согласно статье 8 проекта, предусматривающей гарантии защиты сведений о населения, данные гарантии распространяются только на сведения, содержащиеся в переписных листах. Также обращаем внимание на пункт 3 статьи 6 проекта, согласно которому сведения о населении заносятся в переписные листы; иные документы при этом не упоминаются.

4. В отношении пункта 3 статьи 8 проекта следует иметь в виду, что граждане, привлеченные к работе по проведению переписи населения, могут осуществлять свою деятельность не только на основании трудового договора, но и на основании гражданско-правового договора.

5. Обращаем также внимание на необходимость приведения используемой в проекте терминологии в соответствии с понятиями, используемыми в законодательстве Российской Федерации. Так, в абзаце восьмом пункта 1 статьи 6 проекта дается усеченная конструкция перечня видов образования, не применяемая в Законе Российской Федерации “Об образовании”; в абзаце шестнадцатом того же пункта применено понятие “работа или иное занятие”, притом что в Законе Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” термин “занятие” не содержится. В Федеральном законе “Об информации, информатизации и защите информации” не применяется понятие “разглашение” (пункт 1 статьи 8 проекта).

6. Полагаем целесообразным обсудить вопрос о необходимости включения в проект статьи с предложением Президенту Российской Федерации и поручением Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным федеральным законом (см.подпункт “в” пункта 1 статьи 106 Регламента Государственной Думы).

7. По проекту имеются кодификационные замечания.
В статьях 4 и 5 законопроекта рекомендуется буквенную нумерацию подпунктов заменить на цифровую нумерацию. Если будет принята эта рекомендация, в пункте 3 статьи 6 и пунктах 2 и 3 статьи 11 надо будет заменить ссылку на подпункт "в".

8. Замечания лингвостилистического характера переданы в рабочем порядке.

Начальник Управления В.Б.Исаков

Исп. Т.Ю. Андреева, тел.292-16-11 Н.В.Сунтенбаева, тел.292-77-77