МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЕЙ И ИНКВИЗИЦИЕЙ ДИСТАНЦИЯ НИЧТОЖНОГО РАЗМЕРА
материалы по законопроектам, доблестной борьбы российской власти с "угрозой экстремизма"

1. Письмо Министра Юстиции РФ ЮЯ Чайки в Госдуму РФ о внесении законопроектов, подготовленных Минюстом РФ и Администрацией Президента

2. Проект Постановления Государственной Думы РФ об "антиэкстремистских" законопроектах

3. Пояснительная записка к проектам федеральных законов “О борьбе с экстремистской деятельностью” и “О внесении изменении и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О борьбе с экстремистской деятельностью”

4. Решение комитета по законодательству

5. Проект федерального закона "О борьбе с экстремистской деятельностью"

6. О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О борьбе с экстремистской деятельностью”

Правительство Российской Федерации

МИНИСТР ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.01.2002 № 05/236-102

В июне 1999 года Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы были внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской' Федерации проекты федеральных законов “О противодействии политическому экстремизму” и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О противодействии политическому экстремизму”.

До настоящего времени указанные законопроекты в пленарном заседании Государственной Думой не рассматривались. Однако необходимость создания нормативно-правового механизма борьбы с различными проявлениями экстремизма палатой никогда не отрицалась.

В связи с изложенным, а также учитывая, что проекты внесенные в 1999 году, за истекший период устарели, Комитет Государственной Думы по законодательству решением от 26.12.2001 № 72 на основании части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендовал Правительству Российской Федерации внести изменения в тексты этих законопроектов.

Минюстом России совместно с Администрацией Президента Российской Федерации такие изменения были подготовлены в виде проектов федеральных законов “О борьбе с экстремистской деятельностью” и “О внесении изменений а дополнений з законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О борьбе с экстремистской деятельностью”. Присвоение проектам новых наименований не связано с изменением их концепции, а обусловлено юридико-техническими и лингвистическими факторами.

Направляю проекты федеральных законов “О борьбе с экстремистской деятельностью” и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О борьбе с экстремистской деятельностью” для представления их в Государственную Думу в соответствии с пунктом “а” части 6 статьи 112 Регламента палаты.

Приложение: -на 27 листах

Ю.Я. Чайка

Проект

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

 

В соответствии с Решением Комитета Государственной Думы по законодательству от 26.12.2001 № 72 “О проектах федеральных законов № 99058808-2, 99058804-2 “О противодействии политическому экстремизму” и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О противодействии политическом) экстремизм”, внесенных Правительством Российской Федерации 08.06.1999 года”, на основании пункта “а” части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит изменения в тексты проектов указанных федеральных законов № 99058808-2, 99058804-2 с их наименованием “О борьбе с экстремистской деятельностью” и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О борьба с экстремистской, деятельностью”. Присвоение проектам новых наименований не связано с изменением их концепции, а обусловлено необходимостью детального соблюдения правил юридической техники.

Приложение: на 27 листах

Председатель Правительства Российской Федерации

 

Пояснительная записка
к проектам федеральных законов “О борьбе с экстремистской
деятельностью” и “О внесении изменении и дополнений в
законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О
борьбе с экстремистской деятельностью”

Проекты федеральных законов “О борьбе с экстремистской деятельностью” и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О борьбе с экстремистской деятельностью” направлены на создание правового механизма государственного противодействия различным общественно опасным проявлениям экстремизма, которые допускаются политическими партиями, иными общественными объединениями, религиозными объединениями, другими организациями, как коммерческими, так и некоммерческими, средствами массовой информации, отдельными гражданами.

В настоящее время в данной сфере действуют отдельные нормы федеральных законов “Об общественных объединениях”, “О свободе совести и о религиозных объединениях”, Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации”, Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако антиэкстремистские положения указанных нормативных правовых актов не согласованы между собой, частью устарели, частью не выдержали проверки практикой, предоставляют экстремистским организациям достаточно широкие возможности для ухода от ответственности и не регулируют ряд важных вопросов. Таким образом, отсутствует возможность эффективного противодействия различным проявлениям экстремизма. Представленные законопроекты призваны заполнить выявленные пробелы нормативно-правового регулирования и создать четкую и взаимоувязанную систему правовых актов знтиэкстремистского характера.

Основной целью проектов является обеспечение зашиты прав и свобод человека н гражданина, основ конституционного строя Российской Федерации от противоправных посягательств.

Проект федерального закона “О борьбе с экстремистской деятельностью” представляет собой комплексный нормативный правовой акт, базовый в своей области. В то же время его статьи, регулирующие вопросы борьбы с конкретными проявлениями экстремизма, содержат нормы прямого действия.

Определение экстремизма, содержащееся в проекте, имеет, в основном, политический характер, представляя собой норму-декларацию. Под экстремизмом понимается признание допустимости, возможности и желательности применения насилия либо совершения иных общественно опасных деяний в целях достижения политической власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а равно наделения незаконными преимуществами либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений. Приведение в проекте данного определения обусловлено необходимостью законодательного определения признаков, при наличии которых то или иное явление политической жизни и средство политической борьбы относится к числу неприемлемых для государства и общества.

В отличие от постановочного определения экстремизма как общественного явления, содержащееся в проекте понятие экстремистской деятельности предметно определяет ее признаки (насильственность, противоправность и общественная опасность), включает в себя перечень типичных ее проявлений и круг возможных субъектов экстремистской легальности.

В проекте раскрываются понятия экстремистской организации, запрещенной организации, экстремистских материалов. В нем нашли отражение также вопросы организационного и информационного обеспечения деятельности государственных органов по борьбе с экстремизмом. Для этого предполагается образовать, орган, координирующий данную деятельность и создать Банк данных об экстремистской деятельности, формируемый компетентными органами и доступный для всех субъектов борьбы с экстремизмом.

Проект рамочно закрепляет механизмы и процедуры привлечения к ответственности за экстремистскую деятельность общественных н религиозных объединений, иных коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации. При этом вводятся новые . институты - запрещение общественных (религиозных) объединений, осуществляющих экстремистскую деятельность по решению суда, административное приостановление деятельности общественных (религиозных) объединений, вопрос о запрещении которых рассматривается судом до принятия соответствующего судебного решения, уголовная ответственность за продолжение деятельности либо воссоздание запрещенной организации, обязанность общественных (религиозных) объединений публично осуждать экстремистскую деятельность своих членов.

В проекте нашли отражение положения о противодействии пропаганде экстремистских идей. В этих целях усовершенствован механизм ответственности средств массовой информации за публикацию материалов экстремистского характера. Отдельная статья посвящена регулированию вопросов обеспечения пресечения распространения экстремистских материалов на территории Российской Федерации.

Законопроект обеспечивает предупреждение экстремистских проявлений при проведении массовых акций, международное сотрудничество в борьбе с экстремизмом.

Законопроект “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О борьбе с экстремистской деятельностьюпредусматривает внесение изменений и дополнении в федеральные законы “Об общественных объединениях”, “О свободе совесги и о религиозных объединениях”, Уголовный Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы. Законопроект представляет собой неразрывное целое с базовым проектом, создавая конкретный правовой механизм его реализации. С учетом этого оба проекта необходимо рассматривать только в едином пакете (комплексно).

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

 

 

Комитет по законодательству

РЕШЕНИЕ

 

26 декабря 2001 г. №72

 

О проектах федеральных законов № 99058808-2, 99058804-2
"О противодействии политическому экстремизму” и "О внесении
изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием
федерального закона "О противодействии политическому экстремизму"
внесенных Правительством Российской Федерации 08.06.1999 года.

 

Заслушав сообшение Председателя Комитета Крашенинникова П.В. о проектах федеральных законов № 99058808-2, 99058804-2 “О противодействии политическому экстремизму" и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с принятием федерального закона “О противодействии политическому экстремизму”: Комитет Государственной Думы по законодательству решил:

I. На основании п. 6 статьи 112 Регламента рекомендовать Правительству Российской Федерации, внести изменения в тексты законопроектов.

Председатель Комитета П.В. Крашгнинников

  

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О борьбе с экстремистской деятельностью

 

Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства, а также недопущения применения насилия для решения политических и иных общественно значимых задач определяет основные формы и методы борьбы с экстремизмом, устанавливает общие принципы и меры ответственности за экстремистскую деятельность,

Статья 1. Основные понятая

- В целях регулирования, отношений в области борьбы с экстремизмом применяются следующие основные понятия:

экстремизм - это признание допустимости, возможности и желательности применения насилия либо совершения иных общественно опасных деяний в целях достижения политической власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а равно наделения незаконными преимуществами либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений;

экстремистская деятельность - это деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, должностных лиц и граждан, включающая в себя организацию, планирование, подготовку и реализацию общественно опасных деяний, направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, на нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, на организацию незаконных вооруженных формирований, на нарушение прав и свобод граждан в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений, в том числе возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в указанных целях общественно опасных деяний.

Не является экстремистской деятельностью защита идей социальной справедливости, а также требования соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными липами, общественными и религиозными объединениями, иными организациями, средствами массовой информации установленных законом прав и свобод граждан, а равно законных интересов организаций и протесты против нарушений указанных прав1 свобод и законных интересов, при условии, если эти требования и протесты осуществляются в формах, не противоречащих закону;

экстремистская организация - это политическая партия, общественное (религиозное) объединение (независимо от факта государственной регистрации), иные организации, их союзы и ассоциации, которые в своих решениях, постановлениях, резолюциях и иных документах руководящих органов (руководителей), в вероучении и (или) соответствующей ему практике, публикациях в средствах массовой информации или иным образом признают допустимость осуществления экстремистской деятельности либо осуществляют экстремистскую деятельность, а разно содействуют в любой форме ее осуществлению:

запрещенная организация - это экстремистская организация, деятельность которой запрещена вступившим в законную силу решением суда по основаниям и в порядке, установленным федеральными законами;

экстремистские материалы - это официальные документы общественных и религиозных объединений, публикации в средствах массовой информации, произведения литературы и искусства, символика и иная информация, запечатленная на материальных, в том числе, электронных носителях информации, пропагандирующие допустимость, возможность и желательность осуществления экстремистской деятельности-

 

Статья 2. Основные приншцгы борьбы с экстремизмом

Борьба с экстремизмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

1) законность;

2) приоритет обеспечения национальной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;

3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с экстремизмом,

5) обеспечение взаимодействия органов, осуществляющих борьбу с экстремизмом и координации их деятельности;

6) приоритет мер предупреждения экстремизма;

7) сотрудничество с политическими, общественными объединениями, иными организациями и гражданами в цепях предупреждения экстремизма.

 

Статья 3. Субъекты, осуществляющие борьбу с экстремизмом

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в борьбе с экстремизмом в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

2. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с экстремизмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться комиссии по борьбе с экстремизмом на федеральном и региональном уровне.

 

 

Статья 4. Основные формы борьбы с экстремизмом

1. Борьба с экстремизмом з Российской Федерации осуществляется в следующих основных формах:

а) выявление экстремистских организаций и прекращение их деятельности;

о) предупреждение, выявление и пресечение деятельности средств массовой информации, публикующих экстремистские материалы;

в) предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование общественно опасных деяний, являющихся проявлениями экстремистской деятельности.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления при содействии общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации и граждан разрабатывают и осуществляют комплекс политических, социально-экономических, организационных и иных мероприятий, направленных на предупреждение экстремизма.

 

 

Статья 5. Ответственность общественных (религиозных) объединении за экстремистскую деятельность

I. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность экстремистских организаций. Общественные (религиозные) объединения, осуществляющие экстремистскую деятельность, несут установленную законом ответственность независимо от факта государственной регистрации.

2 В случае, если руководитель или член общественного (религиозного} объединения допустит публичные призывы либо высказывания о допустимости, возможности и желательности применения насилия либо совершения иных общественно опасных деянии в целях достижения политической власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также наделения незаконными преимуществами либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений, не заявив при этом, что он высказывает личное мнение, либо публикует и (или) иным образом распространяет экстремистские материалы, а равно после вступления в законную силу в отношении такого липа обвинительного приговора суда за преступление, являющееся проявлением экстремистской деятельности, общественное (религиозное) объединение, в котором состоит это лицо, обязано незамедлительно публично заявить о своем осуждении его высказываний или действий. В противном случае такое объединение., может быть признано экстремистской организацией и запрещено по решению суда.

3. В случае, если будет установлено, что общественное (религиозное) объединение, а равно его структурные подразделения, руководители и (или) члены по указанию либо с ведома хотя бы одного из его руководящих органов осуществляли экстремистскую деятельность, оно по решению суда признается экстремистской организацией и запрещается. Заявление о запрещении общественного {религиозного) объединения направляется в суд органом, осуществившим его государственную регистрацию, а относительно незарегистрированных общественных (религиозных) объединений - прокурором в десятидневный срок с момента установления факта осуществления экстремистской деятельности.

4. Деятельность общественного (религиозного) объединения может быть приостановлена органом, осуществляющим государственную регистрацию общественных (религиозных) объединений, а относительно незарегистрированных общественных (религиозных) объединений прокурором с момента установления факта осуществления им экстремистской деятельности до дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

5. Запрещение общественного (религиозного) объединения означает:

а) его ликвидацию как юридического .типа;

б) запрет на осуществление им любой деятельности на территории Российской Федерации;

в) запрет распространения на территории Российской Федерации его документов и иной созданной им информационной продукции в любых формах, в том числе путем публикации в средствах массовой информации;

г) запрет на проведение им публичных акций и мероприятий, а равно на участие в проводимых публичных акциях и мероприятиях;

д) запрет на возобновление деятельности, в том числе, под другим наименованием и (или) в другой организационно-правовой форме, а также на создание организаций - правопреемников и (или) продолжателей;

е) ликвидацию любых созданных им организаций независимо от их организацнонно-правовой формы.

6. Имущество запрещенных организаций, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит конфискации и обращается в доход государства.

7. Одновременно с запрещением общественного (религиозного) объединения суд прекращает деятельность средств массовой информации, учредителем (соучредителем) которых является данное объединение, если судом будет установлено, что они осуществляли (оказывали содействие в осуществлении) экстремистской деятельности.

8. Члены запрещенной организации могут привлекаться к ответственности только в случаях, если ими были совершены конкретные правонарушения.

9. Продолжение деятельности общественного (религиозного) объединения после его запрещения либо воссоздание запрещенной организации, в том числе, под другим наименованием и (или) в другой организацнонно-правовой форме, влекут уголовную ответственность руководителей и активных членов организации.

 

Статья 6. Ответственность иных организаций за экстремистскую деятельность

1. Не являющиеся общественными (религиозными) объединениями коммерческие и некоммерческие организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности признаются экстремистскими и подлежат ликвидации по решению суда в случаях осуществления ими экстремистской деятельности, а равно финансирования либо оказания иного содействия заведомо экстремистской деятельности других организаций (граждан), а также при наличии вступившего в законную силу обвинительного приговора суда в отношении их руководителя и (или) работника, который совершил преступление, являющееся проявлением экстремистской деятельности, используя финансовые, материально-технические и иные возможности организации с ведома хотя бы одного из ее руководящих органов (руководителей).

2. Организация подлежит ликвидации, если хотя бы одно ее структурное подразделение, филиал или представительство осуществляло (содействовало в осуществлении) экстремистской деятельности с ведома хотя бы одного из руководящих органов (руководителей) организации.

3. Заявление о ликвидации организации по указанным основаниям направляется в суд Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами.

4. Имущество организации, ликвидируемой по указанным основаниям, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит конфискации и обращается в доход государства.

5. Работники ликвидируемой организации могут привлекаться к ответственности только в случаях, если ими были совершены конкретные правонарушения.

 

Статья 7. Ответственность средств массовой информации за публикацию экстремистских материалов

1. В Российской Федерации запрещается публикация в средствах массовок информации экстремистских материалов.

2. В случае публикации в средстве массовой информации материалов, которые могут. быть отнесены к экстремистским. орган, зарегистрировавший средство массовой информации, или прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных материалов экстремистскими. Указанное заявление рассматривается судом в пятидневный срок. В случае признания судом указанного материала экстремистским, запрещается его повторная публикация, демонстрация в телевизионном и радиоэфире, серийное аудиовизуальное воспроизведение либо тиражирование и распространение иным способом кроме случаев воспроизведения в единственном экземпляре для личного пользования. Одновременно суд принимает решение об изъятии нереализованной части тиража, содержащего материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли. О принятом решении незамедлительно информируется орган, зарегистрировавший средство массовой информации или осуществивший его лицензирование (далее -регистрирующий орган), а также прокурор. Регистрирующий орган или прокурор вправе по разрешения дела судом запретить реализацию номера периодического издания, выпуск в эфир либо повторную демонстрацию теле-, радио- или видеопрограммы, содержащих указанный материал, реализацию тиража аудио- или видеозаписи программы.

3. Решение суда об изъятии нереализованной части тиража периодического издания, аудио- или видеозаписи программы является основанием для вынесения регистрирующим органом, а относительно средств массовой информации, освобожденных от регистрации -прокурором предупреждения средству массовой информации, опубликовавшему экстремистский материал.

4. В случае, если регистрирующим органом (прокурором) дважды в течение года были вынесены предупреждения средству массовой информации в связи с публикацией, экстремистских материалов, деятельность такого средства массовой информации может быть прекращена по решению суда. Заявление о прекращении деятельности средства массовой информации направляется в суд регистрирующим органом, а в отношении освобожденных от регистрации средств массовой информации - прокурором в трехдневный срок со дня вынесения второго предупреждения. Деятельность средства массовой информации может быть приостановлена судом с момента обращения в суд регистрирующего органа (прокурора) до вступления в законную силу решения суда по данному делу.

5. Прекращение деятельности средства массовой информации по указанным основаниям означает его признание средством массовой информации экстремистской направленности. Имущество редакции средства массовок информация экстремистской направленности, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит конфискации. Возобновление деятельности средства массовой информации экстремистской направленности, в том числе, под другим наименованием, не допускается.

 

Статья 8. Борьба с использованием информационно-телекоммуникацнонных сетей для осуществления экстремистской деятельности

1. В случае размещения экстремистских материалов, а также размещения экстремистскими организациями документов и информации о своей деятельности на сайтах в информационно- телекоммуникационных сетях общего пользования органы прокуратуры обращаются к лицу, являющемуся администратором (модератором) сайта в российском секторе, либо провайдером зарубежного сектора телекоммуникационных сетей общего пользования, с предписанием в течение 24 часов снять их с сайта. В случае отказа сайт может быть заблокирован по решению суда. Решение о заблокирозании сайта принимается судом в пятидневный срок на основании соответствующего представления, внесенного прокурором. Заблокированке сайта возлагается на оператора сзярк, обеспечивающего предоставление владельцу сайта доступа к информациокно-телекоммуникационной сети общего- пользования. Невыполнение судебного решения является основанием для аннулирования лицензии оператора связи

2. При проведении дискуссий и обсуждений на сайтах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользовать не допускаются пропаганда идеологии экстремизма, призывы к осуществлению экстремистской деятельности - и распространение экстремистских материалов. Лицо, являющееся администратором (модератором) либо провайдером сайта, обязано незамедлительно принимать меры к удалению с сайта такой информации.

 

Статья 9. Недопущение экстремистской деятельности при проведения массовых акций

1. При проведении собраний, демонстраций, уличных шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности,

2. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством требований по порядку их проведения, недопущение осуществления экстремистской деятельности и ее своевременное пресечение. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел.

3. Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие, а также специально изготовленные или приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным органам (организациям), общественным обьединениям, иным организациям и гражданам. При проведении массовых акции не допускается участие в них в какой-либо форме запрещенных организаций, использование их символики н иных атрибутов, а также материалов, включенных в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона в федеральный список материалов экстремистской направленности.

4. В случае возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, уполномоченные (организаторы) массовых акций обязаны принять незамедлительные меры к устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел и ответственность ее организаторов в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Статья 10. Борьба с распространением экстремистских материалов

1. На территории Российской Федерации запрещается издание и распространение печаткой, аудио-, видео- и иной информационной продукции, содержащей экстремистские материалы. К информационной продукции, содержащей экстремистские материалы, относятся:

а) официальные материалы экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные а соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества, пропагандирующие идеологию экстремизма, а также содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо иным образом способствующие ее осуществлению,

а) любые иные, в том числе, анонимные материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности либо иным образом способствующие ее осуществлению.

2. Установление наличия, в информационной продукции признаков, предусмотренных подпунктами “а” и “б” пункта 1 настоящей статьи, осуществляется федеральной комиссией по борьбе с экстремизмом, а подпунктом “в” пункта 1 настоящей статьи - федеральным судом по месту нахождения организации, осуществившей издание данной информационной продукции, на основании представления прокурора, Решение суда об установления наличия в информационной продукции экстремистских материалов является основанием для изъятия нереализованной части тиража. Организация, дважды в течение 12 месяцев осуществившая издание информационной продукции, содержащей экстремистские материалы, лишается права на ведение издательской деятельности. Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании материалов экстремистскими направляется в федеральную комиссию по борьбе с экстремизмом.

3. Федеральная комиссия по борьбе с экстремизмом ежегодно формирует федеральный список экстремистских материалов, утверждаемый указом Президента Российской Федерации. Федеральный список экстремистских материалов подлежит опубликованию в средствах массовой информации. .

4, Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территория Российской Федерации. Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении, хранении с целью дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к установленной законом ответственности.

 

Статья 11. Между народное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

1. На территории Российской Федерации запрещается деятельность неправительственных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с федеральным законодательством.

Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации,

в) запрет на ведение организацией любой хозяйственной и иной деятельности;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение запрещенной организацией любых публичных акций и мероприятий, а разно участие в публичных акциях и мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации;

ж) запрет за создание организаций-правопреемников и продолжателей в любой организационно-правовой форме.

2. После вступления в законную силу решения суда о запрете деятельности. иностранной неправительственной некоммерческой организаций уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в 10-дневный срок уведомить дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

3. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает а области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их -правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. осуществляющими борьбу с экстремизмом.

 

Статья 12. Информационное обеспечение борьбы с экстремизмом

1. При федеральной комиссии по борьбе с экстремизмом формируется Банк данных по борьбе с экстремизмом. Информация для формирования Банка данных предоставляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими борьбу с экстремизмом, и органами прокуратуры.

2. В Банк данных включается следующая информация;

а) об экстремистских организациях, их руководителях и активных членах;

б) о средствах массовой информации, деятельность которых прекращена в связи с публикацией экстремистских материалов;

в) о запрещенных организациях;

г) о преступлениях, являющихся проявлениями экстремистской деятельности, по которым осуществляется дознание, предварительное расследование, судебное следствие или вынесен приговор суда, а также о лицах, совершивших такие преступления, либо являющихся подозреваемыми или обвиняемыми по делам о таких преступлениях,

д) о руководителях и членах преступных сообществ (преступных организаций), совершающих преступления, являющиеся проявлениями экстремистской деятельности;

е) об организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности (в том числе иностранных и международных), осуществляющих экстремистскую деятельность либо оказывающих организационное, финансовое, материально-техническое, пропагандистское и (или) иное содействие осуществлению экстремистской деятельности;

ж) об иных проявлениях экстремистской деятельности

3. Порядок формирования и использования Банка данных определяется Президентом Российской Федерации.

 

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.

 

Президент Российской Федерации

В.В. Путин

 

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений и дополнений в законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
“О борьбе с экстремистской деятельностью”

 

Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998, № 30, ст. 3608) следующие изменения и дополнения:

1. Абзац второй статьи 23 дополнить словами:

“... и о борьбе с экстремизмом”.

2. Статью 24 после слов “религиозные чувства.” дополнить фразой: “Символика общественных объединений не должна совпадать с символами, включенными в федеральный список экстремистских материалов, либо иметь близкое сходство с ними”.

3. Часть вторую статьи 26 после слов “а в спорных случаях - решением суда.” дополнить фразой:

“имущество запрещенного общественного объединения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, конфискуется и обращается в доход государства”.

4. В статье 27:

.а) часть первую после слов “общественное объединение” дополнить словами: “зарегистрированное в органах юстиции”;

б) после слов “(в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общестзенного объединения).” дополнить статью частью второй следующего содержания:

“Для осуществления уставных целей общественное объединение, не зарегистрированное в органах юстиции, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания своих членов и участников;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания в законах об отдельных видах общественных объединений;

выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.”.

5. Дополнять Федеральный закон статьей 29-1, изложив ее следующей редакции:

“Статья 29-1. Обязанность общественных объединений публично выражать несогласие с экстремистской деятельностью своих членов

В случае, если руководитель или член общественного объединения допустит публичные призывы либо высказывания о желательности применения насилия либо совершения иных общественно опасных деяний в целях достижения политической власти, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также наделения незаконными преимуществами либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений, не заявив при этом, что он высказывает личное мнение, а равно после вступления в законную силу в отношении такого лица обвинительного приговора суда за преступление, являющееся проявлением экстремистской деятельности, общественное объединение, в котором состоит это лицо, обязано незамедлительно публично заявить о своем несогласии с его высказываниями или действиями”.

6. Абзац четвертый части второй статьи 38 после слов “законодательства Российской Федерации” дополнить словами:

“если указанные нарушения не являются проявлениями экстремистской деятельности”

7. Часть вторую статьи 41 исключить.

8. В статье 42:

а) в части второй слова “В случае нарушения общероссийскими и международными общественными объединениями статьи 16 настоящего Федерального закона, а также совершения действий, противоречащих уставным целям,” заменить слезами:

“В случае нарушения общероссийскими и международными общественными объединениями законодательства российской Федерация, если указанное нарушение не является проявлением экстремистской деятельности, а также совершения этими общественными объединениями действий, противоречащих их уставным целям при отсутствии признаков экстремистской деятельности,”;

6) в части четвертой слова “двух письменных предупреждений” заменить словами “письменного предупреждения”, соответственно изменив дальнейший текст фразы;

в) дополнить статью частью шестой следующего содержания:

“В случае установления факта осуществления общественным объединением экстремистской деятельности орган, осуществивший его государственную регистрацию, а в отношения незарегистрированных общественных объединений - прокурор, незамедлительно приостанавливают деятельность такого объединения и в трехдневный срок обращаются в суд с заявлением о его запрещении. Деятельность общероссийских и международных общественных объединений приостанавливается решением Министра юстиции Российской Федерации либо Генерального прокурора Российской Федерации, а деятельность межрегиональных, региональных и местных общественных объединений -решением руководителя зарегистрировавшего их органа юстиции либо прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Деятельность общественного объединения считается приостановленной до вынесения решения суда о его запрещении либо об отказе в его .запрещении”

9. В части первой статьи 43 слова “В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда,” заменить словами:

“На срок приостановления деятельности общественного объединения”.

10. В статье 44:

а) в наименовании статьи слова “и запрет на его деятельность” исключить;

б) в части первой:

абзац второй, содержащий слова “нарушения требований статьи 16 настоящего Федерального закона;” исключить;

абзац третий после слов “прав и свобод граждан” дополнить словами:

“при отсутствии признаков экстремистской деятельности”;

абзац четвертый дополнить после слов “ правовых актов” словами “,если указанные нарушения не являются проявлениями экстремистской деятельности,”, а после слов “уставным целям” - словами “при отсутствии признаков экстремистской деятельности”;

в) часть вторую после слов “Генеральным прокурором Российской Федерации” дополнить словами “либо Министром юстиции Российской Федерации”;

г) часть третью после слов “О прокуратуре Российской Федерации”... (далее неразборчиво)

д) часть четвертую исключить.

П. Дополнить Федеральный закон статьей 44-1, изложив ее в следующей редакции:

“Статья 44-1. Запрещение общественного объединения

Общественное объединение может быть запрещено по решению суда в случаях:

если будет установлено, что оно, а равно его структурные подразделения, руководители и (или) члены (участники) с ведома хотя бы одного из его руководящих органов осуществляли экстремистскою деятельность;

нарушения требований статьи 29-1 настоящего Федерального закона.

Заявление в суд о запрещении зарегистрированного общероссийского или международного общественного объединения вносится Министром юстиции Российской Федерации, а незарегистрированного общероссийского или международного общественного объединения - Генеральным прокурором Российской Федерации.

Заявление в суд о запрещении зарегистрированного межрегионального, регионального и местного общественного объединения вносится руководителем органа, зарегистрировавшего общественное объединение, а незарегистрированного межрегионального, регионального и местного общественного“объединения - прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации.

Заявление вносится в суд в трехдневный срок с момента установления факта осуществления общественным объединением экстремистской деятельности либо нарушения общественным объединением требований статьи 29-1 настоящего Федерального закона.

Запрещение общественного объединения означает его ликвидацию как юридического липа. Одновременно с запрещением общественного объединения суд прекращает деятельность средств массовой информации, учредителем (соучредителем) которых является данное объединение, а также решает вопрос о ликвидации- созданных данным объединением организаций независимо от их организационно-правовой формы.

Продолжение деятельности общественного объединения после его запрещения либо незаконное воссоздание запрещенного общественного объединения влекут уголовную ответственность”.

12. В статье 45:

а) а наименовании и части первой статьи слова “или ликвидации” заменять словами “ликвидации или запрещении”;

б) часть вторую после слов “ликвидации” и “ликвидацией” дополнить (далее неразборчиво)

Статья 2. Внести в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, N 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430} следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить пункт 3 статьи 4 следующей фразой:

“Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по оказанию помощи религиозным организациям осуществляется федеральным государственным органом, специально уполномоченным Правительством Российской Федераций. Статус и полномочия указанного органа определяются решением Правительства Российской Федерации”.

2. Статью 14 изложить в следующей редакции:

“Статья 14. Ликвидация религиозной организации

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, если указанные нарушения не являются проявлениями экстремистской деятельности, либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям), при отсутствии признаков экстремистской деятельности.

2. Заявление о ликвидации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, по основаниям, указанным в настоящей статье, вносится в Верховный Суд Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации либо Министром юстиции Российской Федерации.

3. Заявление о ликвидации централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, по основаниям, указанным в настоящей статье, вносится, в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации либо руководителем органа юстиции, зарегистрировавшего организацию.

4. Заявление о ликвидации местной религиозной организации по основаниям, указанным в настоящей статье, вносится а соответствующий районный суд прокурором либо органом местного самоуправления.

5. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствия с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации”.

3. Дополнить Федеральный закон статьями 14-1. 14-2 и 14-3, изложив их в следующей редакции:

“Статья 14-1. Религиозное объединение экстремистской направленности

Основаниями для признания религиозного объединения религиозным объединением экстремистской направленности являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка. подрыв безопасности государства;

действия, направленные. на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан:

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий:

склонение к самоубийству иди к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий;

иная экстремистская деятельность, в том числе, осуществляемая с ведома руководящего либо координирующего органа (учреждения} централизованной религиозной организации местной религиозной организацией ... (далее неразборчиво) ...организацией учреждением профессионального религиозного образования, иной организацией - с ее ведома.

Статья 14-2. Приостановление деятельности религиозных организаций экстремистской направленности

1. В случае установления факта осуществления религиозной организацией деятельности, указанной в статье 14-1 настоящего Федерального закона орган, осуществивший ее государственную регистрацию, незамедлительно приостанавливает ее деятельность и в трехдневный срок обращается в суд с заявлением о ее запрещении. Деятельность централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, приостанавливается решением Министра юстиции Российской Федерации. Деятельность централизованной религиозной организации; состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, и местной религиозной организации, а также учреждения профессионального религиозного образования приостанавливается решением “руководителя зарегистрировавшего организацию (учреждение) органа юстиции, который обязан незамедлительно сообщить о принятом решении Министру юстиции Российской Федерации, а в случае приостановления деятельности местной религиозной организации, входящей в состав централизованной религиозной организации - проинформировать также руководящий либо координирующий орган (учреждение) соответствующей централизованной религиозной организации. Деятельность религиозной организации считается приостановленной до вынесения решения суда о ее запрещении либо об отказе в ее запрещении. Решение о приостановлении деятельности религиозной организации может быть обжаловано в суд.

2. Приостановление деятельности централизованной религиозной организации означает приостановление деятельности всех входящих в ее состав местных религиозных организаций.

3. На срок приостановления деятельности религиозной организации приостанавливаются ее права как - учредителя средств массовой информация, ей запрещается совершать публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов. Приостановление деятельности религиозной организации влечет приостановление деятельности созданных ей учреждений профессионального религиозного образования и иных организаций.

Статья 14-3. Запрещение религиозного объединения

1. Религиозное объединение может быть запрещено по решению суда в случаях осуществления деятельности, указанной в статье 14-1 настоящего Федерального закона.

2. Заявление о запрещении централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, по основаниям, указанным в настоящей статье, вносится в Верховный Суд Российской Федерации Министром юстиции Российской Федерации.

3. Заявление о запрещении централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, по основаниям, указанным в настоящей статье, вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа руководителем органа юстиции, зарегистрировавшего организацию.

4. Заявление о запрещении местной религиозной организации, а также учреждения профессионального религиозного образования по основаниям, указанным в настоящей статье, вносится в соответствующий районный суд руководителем органа юстиции, зарегистрировавшего организацию (учреждение).

5. Заявление о запрещении религиозной группы по основаниям, указанным в настоящей статье, вкосится в соответствующий районный суд прокуроров

6. Правоспособность запрещенной религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов подлежит конфискации и обращается в доход государства.

7. Запрещение религиозного объединения означает признание его религиозным объединением экстремистской направленности.

8. Продолжение деятельности либо незаконное воссоздание религиозного объединения экстремистской направленности влекут уголовную ответственность.”.

4. В статье 25:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею требований законодательства Российской Федерации, в том числе, Федерального закона “О борьбе с экстремизмом” и статьи 14-1 настоящего Федерального закона, а также устава относительно целей и порядка ее деятельности. В этих целях указанный орган вправе-

запрашивать у религиозной организации ее распорядительные документы;

направлять своих представителей для присутствия при религиозных обрядах и церемониях, иных мероприятиях, проводимых религиозной организацией. Представители, присутствующие при указанных мероприятиях, обязаны уважать чувства верующих и внутренние установления религиозных организаций, не противоречащие законодательству Российской Федерации.”

б) дополнить статью пунктом 3 следующего содержания:

“Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов религиозных организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах”.

Статья 3. Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 22, ст. 2332; N 26, ст. 3012; 1999, N 7, ст. 873) статьями 282-1 и 282-2 следующего содержания:

“Статья 282-1. Руководство запрещенным общественным (религиозным) объединением либо участие в его деятельности

1. Руководство деятельностью запрещенного общественного (религиозного) объединения, а равно действия, направленные на незаконное воссоздание запрещенного общественного (религиозного) объединения, в том числе, под другим наименованием -

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи до десяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения -

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Активное участие в деятельности запрещенного общественного (религиозного) объединения -

наказывается штрафом в размере от четырехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет либо без такового

Статья 282-2. Возобновление деятельности средства массовой информации экстремистской направленности

1. Незаконное продолжение либо возобновление деятельности средства массовой информации экстремистской направленности, в том числе, под другим наименованием, совершенное учредителем, издателем, главным редактором либо журналистом -

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи до десяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения -

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 4. Подпункт “а” пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно процессуального кодекса Российской Федераций (Российская Газета, 22.12.2001, N 249) после цифры “282” дополнить цифрами “282-1, 282-2”.

Статья 5. Внести в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 407; 1965, N 51, ст. 1291; 1966, N 32, ст. 773; 1968, N 7, ст. 252; 1973, N 5!, ст. 1114; 1974, N 51 ст. 1346; 1977. N 24, ст. 586; 1980, N32, ст. 987; 1981, N 23, ст. 800; № 34 ст. 1264; N 46, ст. 1555; 1984, N 3, ст. 106; 1985, N 5, ст. 163; N 9, ст. 305; 1986, N 14, ст. 413; .Н 48, стЛ397; 1987, N 9, ст.-250; 1988- N 1. ст.1; N 5, ст. 137; 1989, N16, ст. 398; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 494; Ведомости Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 768; N 27, ст. 1560; N 30, ст. 1794; N 34, ст. 1966; 1993, N 17, ст. 593; N 22, ст. 787; Собрание законодательства российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1596; N 49, ст. 4696; 1996, N 1, ст. 19 Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета; N 35, ст. 4134; N 49, ст. 5499; 1997, N 12, ст. 1373; N 47, ст. 5341; 1998, N 26, ст. 3010; 1999, N I, -ст. 5) следующие дополнения:

1. Статью 114 и часть вторую статьи 115 дополнить словами: “о запрещении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также о прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации”.

2. Статью 116 дополнить абзацем восьмым следующего содержания: “дела о запрещении общероссийских и международных общественных объединений, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также о прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а равно за ее пределами”.

3. Часть вторую ст. 232 после слова “граждан” дополнить словами “, а также дел о запрещении общественных и религиозных объединений и о прекращении деятельности средств массовой информацию?.

4. Дополнить Кодекс главой 24-2 следующего содержания;

“Глава 24-2. .Дела о запрещении общественного и религиозного объединения и о прекращении деятельности средства массовой информации

Статья 239-9. Подача заявления

Заявление о запрещении общественного и религиозного объединения, о прекращении деятельности средства массовой информации при наличии оснований, предусмотренных федеральными законами , “О борьбе с экстремистской деятельностью”, “Об общественных объединениях”, “О свободе совести и о религиозных объединениях” подается в соответствующий суд государственным регистрирующим органом или прокурором.

Статья 239-10. Содержание заявления

В заявлении должны быть указаны: наименование и организационно-правовая форма общественного (религиозного) объединения либо наименование, форма издания и сведения об учредителе, издателе к редакции средства массовой информации, а для общественного (религиозного) объединения, средства массовой информации, зарегистрированного в установленном законом порядке, - также его юридический адрес, и приведены факты осуществления экстремистской деятельности.

К заявлению должны быть приложены: устав общественного (религиозного) объединения, устав редакции средства массовой информации, и в отношении общественных (религиозных) объединений, средств массовой информации, зарегистрированных в установленном законом порядке. - копия свидетельства о государственной регистрации.

Статья 239-11. Рассмотрение судом заявления

Рассмотрение судом заявления осуществляется в течение двух недель со дня его внесения.

При рассмотрении заявления суд должен проверить, действительно ли в деятельности общественного (религиозного) объединения, средства массовой информации имели место проявления экстремистской деятельности.

Статья 239-12, Решение суда по заявлению

Суд, установив, что обстоятельства, указанные в статье 239-11 настоящего Кодекса, имели место, принимает решение о признании общественного (религиозного) объединения, средства массовой информации общественным (религиозным) объединением, средством массовой информации экстремистской направленности и о его запрещении (прекращении деятельности).

Если суд установит, что названные обстоятельства отсутствуют, он отказывает в удовлетворении заявления. .

В резолютивной части решения о запрещении общественного (религиозного) объединения, зарегистрированного в установленном законом порядке, суд разрешает вопрос о ликвидации такого общественного (религиозного) объединения как юридического лица, о конфискации его имущества, а также о ликвидации созданных им организаций.

В резолютивной части решения о прекращении деятельности средства массовой информации суд разрешает вопрос о конфискации имущества редакции”.

Статья 6. Привести нормативные акты Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение грех месяцев.

Президент Российской Федерации

В.В. Путин