Права человека и европейская интеграция Украины

Со времени установления своей государственной независимости Украина задекларировала одним из главных приоритетов своей внешней политики - интеграцию к Европейским и Евроатлантическим структурам, который означает обретение членства в Совете Европы, сначала ассоциированного, а потом полноправного членства в Европейском Союзе и широкое сотрудничество в военно-политической сфере с Североатлантическим альянсом (НАТО).

На сегодня Украина активно участвует в программе НАТО "Партнерство ради мира". Количество мероприятий, которые происходят по участию Украины, каждый год возрастает: ежегодные военные учения "Си-Бриз", создание общего украинско-польского миротворческого батальона, участие в миротворческих миссиях НАТО на Балканах и т.п. Тем не менее Украина не подавала заявки на вступление к НАТО. Одной из главных причин этого является конституционная норма о внеблоковом статусе государства.

Уже более пяти лет Украина является членом Совета Европы. И это, наверно, стало   сложнейшим для нашего государства испытанием, своеобразным тестом на цивилизованность. За это время неоднократно Парламентская Ассамблея Совета Европы вносила в повестку дня своих сессий вопросы о невыполнении Украиной своих обязательств как государства-члена Совета Европы, которые определены в Выводах №190 Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Сначала претензии Совета Европы к Украине касались выполнение смертных приговоров, вопреки обещаниям про их немедленное прекращение. Потом возникли вопросы честных выборов, проведение референдума по так называемой "народной инициативой", свободы выражения взглядов, свободы манифестаций и т.п.. На сентябрьской сессии (2000 г.) Парламентской Ассамблеи Совета Европы снова будет рассмотрен вопрос относительно внедрения санкций против Украины из-за несоблюдение ею международно-правовых обязательств.

Если ключевыми словами участия государства в Совете Европы являются "демократия", "право", "права человека", то Европейский Союз скорее отождествляется с такими понятиями как "единый рынок", "финансовая система", свободное перемещение людей, товаров и услуг и т.п.. Именно поэтому членство в Евросоюзе предусматривает наличие определенного уровня экономического развития, а также унификации законодательства с государствами-членами ЕС. Итак, путь к ЕС является продолжительным и сложным. Большинство стран Центральной и Восточной Европы стремятся присоединиться к Евросоюзу, однако лишь несколько из них реально к тому приблизились. Наиболее возможным сейчас является прием в ЕС Словении, Эстонии, Польши, Венгрии и Чехии. Последний саммит лидеров стран-членов ЕС, который прошел недавно в шведском Гетеборге, дал "зеленый свет" расширению ЕС за счет государств Центральной и Восточной Европы. Тем не менее можно ожидать, что это может произойти не раньше 2004 года. Однако наши западные соседи - Польша и прочие - заявляют, что они способны достичь необходимых для вступления к ЕС показателей развития государства до конца 2002 года.

Реализация задекларированного курса на вступление в Евросоюз означает для Украины проведение значительных изменений в разных сферах общественной жизни. Тем важным комплексным документом, который определяет приоритеты в проведении таких изменений в Украине с предусмотренными сроками их выполнения, является Программа интеграции Украины в Европейский Союз. Свіп публикует первые четыре раздела программы, которые непосредственно касаются защиты прав человека и основных свобод, реформирование судопроизводства и внедрения принципа верховенства права в украинской правовую систему. Как свидетельствует опыт членства Украины в Совете Европы, наше государство не всегда добросовестно придерживается тех обязательств, которые она добровольно берет на себя. Если в случае с Советом Европы существует Мониторинговый Комитет ПАСЕ и сама Парламентская Ассамблея, которая с помощью постоянного давления добивается определенного прогресса в соблюдении Украиной положений Вывода №190, то едва ли Евросоюз будет действовать таким образом. Итак, этот прессинг может быть создан внутри страны.

Очень интересными, в частности, являются подразделы программы относительно защиты данных о персоне и общественной информированности. В подготовленной правительством Украины Программе констатируется, что текущая ситуация в Украине не в полной мере отвечает стандартам Совета Европы и Европейского Союза относительно защиты персональных данных и до конца 2001 года должны состояться значительные изменения в этой сфере. В частности предусмотрена передача функций регистрации физических лиц и выдачи документов, которые удостоверяют личность, от Министерства внутренних дел к Министерству юстиции. Также может отойти в минувшее один из символов советского прошлого - институт прописки по месту постоянного проживания. В то же время нельзя не видеть, что эти изменения могут привести к еще большим нарушениям прав человека. Проект Закона о Государственном реестре физических лиц предусматривает собирание, сохранение и применение данных о лице по единым универсальным идентификационным кодам. При таких условиях создается система тотального контроля за личностью, если можно будет за считанные секунды получить полную информацию о любом лице в стране. Заслуживает внимания решение Конституционного Суда Германии, согласно которому введение универсальных личных идентификационных номеров может создать угрозу для человеческого достоинства, открывая пути для контроля за обществом из-за возрастающие возможности обмена информацией между базами данных и сбором данных. Конституционный Суд Венгрии также признал введения универсальных личных идентификационных номеров грубым нарушением права на приватность. (Здесь и далее курсив и выделение “Украины Шенгенской”) Следует подчеркнуть, что в тех странах, где введенные разные виды личных идентификационных номеров, предусмотрена правовая защита приватности: ведомствам запрещается обмениваться собранной информацией о лице без ее разрешения, созданные институты независимого контроля, таких, как Уполномоченные по защите данных и т.п..

Среди долгосрочных приоритетов определены приведения законодательства Украины в сфере защиты персональных данных в соответствие к нормам Совета Европы и Европейского Союза. Это означает выполнение всех довольно жестких требований Директивы ЕС 95/46, которые запрещают передачу данных о физических лицах - граждан стран-членов Евросоюза в страны, которые не имеют адекватного уровня защиты персональных данных. Одним из критериев является наличие независимого органа из защиты персональных данных. А у нас введение такого учреждения в проекте Закона Украины "О защите персональных данных" вызвало сопротивление силовых структур, и после согласования законопроекта соответствующую часть просто вычеркнули из текста. Итак, следует надеяться, что это противоречие будет преодолено и предусмотренное программой "создание на базе центральных органов исполнительной власти, в компетенции которых принадлежат вопроса защиты информации о лице, структуре для осуществления надзора за соблюдением положений законодательства в этой области  будет выполнен в полном соответствии к Директиве ЕС.

На мой взгляд, не все положения Программы является в достаточной мере понятными, а предусмотренные мероприятия - надлежащим образом конкретизированы. Так, например, в подразделе относительно общественной информированности предусмотрено "создания единой информационной системы Украины" и ее дальнейшая интеграция в мировую. Не совсем понятно, что имеется в виду, каким образом это будет реализован и как можно будет оценить выполнения этого положения. В целом можно согласиться с тем, что украинские законы, которые регулируют правоотношения в информационной сфере, содержат положения, которые гарантируют право на свободу выражения взглядов и свободный доступ к информации, тем не менее практика их применения далеко не всегда им отвечает. Поэтому было бы лучше, если бы программа предусматривала больше практических мероприятий, направленных на внедрение тех норм действующего законодательства, которые уже существуют, тех, которые предполагается согласовать, а также норм международных соглашений, относящихся к Украине.

Указ Президента Украины от 14 сентября 2000 года №1072/2000, которым одобрен Программу интеграции Украины к Европейскому Союзу, предусматривает проведение мониторинга выполнение предусмотренных ею мероприятий. Итак, средства массовой информации Украины и неправительственные организации могли бы помочь в отслеживании того, насколько добросовестно органы государственной власти Украины придерживаются положений этой программы.

Роман РОМАНОВ,
Севастопольская правозащитная группа
Ежеквартальное приложение
к информационно-аналитическому бюллетеню “Права Человека”
Харьковской правозащитной группы , http://www.khpg.org/
СВОБОДА ВИСЛОВЛЮВАНЬ І ПРИВАТНІСТЬ (СВіП)
№2(10) апрель-июнь 2001 г.
http://www.khpg.org/svip/0102/index.html
Перевод с украинского языка “Украины Шенгенской”
См. выдержки из Программы интеграции Украины в ЕС